Плохой сервис

Депутаты Госдумы не остановятся на ограничении ввоза автомобилей из Японии и США. Беспокойство регуляторов вызвали и сервисные компании

На прошлой неделе вице-спикер Госдумы Олег Морозов и депутат Николай Гончар внесли в Думу поправки к закону «О безопасности дорожного движения». Помимо требований к обязательной сертификации автомобилей стандартам национальной безопасности должны соответствовать и компании, отвечающие за сервис и ремонт.

Повышать ответственность автосервисов депутаты предлагают двумя способами. Компания должна иметь договор с производителем автомобиля либо вступить в саморегулируемую организацию (СРО). Связаться с Гончаром не удалось. «У Морозова нет времени комментировать эту тему», – сообщил Юрий Босенко, пресс-секретарь депутата.

«Сегодня вне официальных сервисов обслуживается 60–70% российского автопарка», – рассказывает Дмитрий Гулин, президент Российской ассоциации автодилеров. По его словам, у «официалов», как правило, обслуживаются машины не старше пяти лет, после чего они начинают обслуживаться и ремонтироваться в самых разных сервисах. «Дилерские сети пытаются привязать покупателя к своим сервисным центрам, в противном случае клиент лишается гарантии производителя. При этом цена услуг там выше в 3–4 раза, чем в независимом сервисе», – добавляет Вячеслав Лысаков, председатель общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». «Мы наблюдаем массовый переход из официальных сервисов в неофициальные, как только заканчивается срок гарантии», – жалуется владелец крупного дилерского холдинга. По его оценке, на несертифицированные запчасти приходится 30–40% рынка.

Со СРО в России также проблема, говорит один из отраслевых экспертов. По его словам, есть два некоммерческих партнерства, которые сейчас пытаются зарегистрироваться как СРО, – Московская ассоциация предприятий техобслуживания (МАПТО) и Национальная ассоциация предприятий техобслуживания (НАПТО). Связаться с МАПТО не удалось. «Мы готовы получить статус саморегулируемой организации: разработать стандарты и правила деятельности, контролировать их исполнение и формировать условия для повышения качества автосервисных услуг, – говорит Борис Ласкин, исполнительный директор НАПТО. – Это станет возможным после назначения федерального органа власти, который будет вести государственный реестр таких организаций».

Опрошенные независимые сервисы назвали инициативу депутатов «дополнительной головной болью». «Официальные сервисы, как правило, ограничены только одним брендом, что для нас невыгодно. Придется входить в СРО, хотя зачем – непонятно. Контроль и так осуществляется, каждый сервис обязан иметь сертификат соответствия», – рассуждает один из владельцев сервисной компании. Андрей Гребенников, директор «Авто Марин сервис» не видит в инициативе большой проблемы: «Если будет надо, то мы войдем в существующую СРО либо создадим собственную».