С неба на землю

Валерий Окулов руководил «Аэрофлотом» 12 лет и добровольно покидать компанию не собирался. Но на прошлой неделе топ-менеджеру из семьи – без кавычек – Бориса Ельцина пришлось уступить кресло выходцу из Петербурга. Компенсация за досрочную отставку – пост замминистра транспорта
С.Портер

Отставка Окулова стала дежурной темой для разговоров больше девяти лет назад, когда его тесть Борис Ельцин покинул пост президента России. Но Окулов был единственным, за кого Ельцин лично просил у своего преемника Владимира Путина, рассказывал «Ведомостям» близкий к Кремлю источник. После смерти Ельцина позиции Окулова ослабли: в июне 2007 г. срок нового контракта Окулова в «Аэрофлоте» был сокращен с пяти до трех лет. Осенью 2008 г. гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков объявили о планах создать конкурента «Аэрофлоту» под рабочим названием «Росавиа». Окулов публично назвал этот проект «мыльным пузырем». В ноябре 2008 г. Лужков и Чемезов направили письмо в ФАС о том, что система роялти, которые получает «Аэрофлот» от иностранных компаний за пересечение российского воздушного пространства, нарушает условия конкуренции на авиарынке. А вскоре министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий совет директоров «Аэрофлота», предложил Окулову занять новую должность – либо стать его заместителем, либо возглавить Федеральное агентство воздушного транспорта. Теперь бывшему гендиректору «Аэрофлота» (ему сейчас 57 лет) предстоит работать заместителем министра Левитина, который инициировал его отставку. «Но ведь все же понимают, что кадровые решения принимает не Левитин», – добавляет один из бывших подчиненных Окулова.

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания России. Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2008 г.): выручка – $3,58 млрд, чистая прибыль – $152 млн. Пассажиропоток – 11,6 млн человек (вместе с «дочками», 2008 г.). Акционеры – государство (51%), Национальная резервная корпорация (около 30%). Капитализация – $1,1 МЛРД (РТС). По данным «СПАРК», выручка «Аэрофлота» с 1997 по 2007 г. выросла с 8,1 млрд до 77,1 млрд руб., чистая прибыль – с 73,2 млн до 6,07 млрд руб.

Назначение Окулова в «Аэрофлот», как и его отставка, имело политическую подоплеку. В 1997 г., когда он стал гендиректором, ключевые позиции там занимали ставленники Бориса Березовского. Ельцин же, по воспоминаниям бывшего кремлевского чиновника, Березовского «сильно не любил». К началу 1999 г. Окулов полностью сменил команду менеджеров, а Березовский и его приближенные вскоре стали фигурантами «дела «Аэрофлота» о махинациях с валютной выручкой компании.

Помимо политической поддержки у Окулова были и моральные основания для вытеснения чужих из «Аэрофлота»: с 1975 г., когда он закончил штурманский факультет Академии гражданской авиации и устроился на работу в Свердловский авиаотряд, вся его карьера была связана с авиаперевозками. В 1997 г. компания была на грани банкротства, вспоминает финансовый директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов: «Нужно было восстанавливать систему бухучета, разбираться с налоговыми проблемами. «Аэрофлот» буквально лежал на боку – долги, отсутствие конкурентного парка и продукта, утеряна сила бренда...» Благодаря Окулову «Аэрофлот» совершил настоящий прорыв в финансах и сервисе, уверена аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. В 2000 г. «Аэрофлот» впервые получил прибыль по международным стандартам ($8,6 млн против $59,6 млн убытка годом ранее) и с тех пор остается рентабельным. При Окулове «Аэрофлот» полностью обновил парк (в 1996 г. у компании было 83 российских самолета и всего 11 Boeing, теперь – 64 иномарки и 26 отечественных лайнеров). Общий пассажиропоток «Аэрофлота» при Окулове вырос почти втрое – с 3,9 млн человек в 1997 г. до 11,6 млн в 2008 г. (с учетом «дочек»).

Но со временем гендиректор компании явно утратил драйв. В первые годы руководства Окулов делал из заседаний правления «Аэрофлота» самые настоящие мозговые штурмы, вспоминает один из бывших менеджеров «Аэрофлота». «Позднее правления стали скучными – зачитывание готовых решений, формальное голосование... Тех, кто спорил и не соглашался, Окулов начал отдалять от себя. В итоге из «Аэрофлота» ушло около 30 менеджеров разного уровня», – добавляет он. По словам Сахновой, команда Окулова расслабилась из-за благоприятной конъюнктуры на рынке и недооценила кризис. Так, «Аэрофлот» решил не отказываться от ранее заказанных самолетов Airbus, и теперь перевозчик получает по два-три самолета в месяц, в которых при спаде пассажиропотока не нуждается.

Окулов вообще с большей симпатией относился к западной авиатехнике, чем к российской, отмечают его знакомые. «С того момента как Окулов возглавил «Аэрофлот», компания не купила ни одного отечественного лайнера. Со стороны государственной компании с огромным количеством льгот и привилегий это странно», – считает гендиректор лизинговой компании «Ильюшин финанс» Александр Рубцов. Он характеризует Окулова как человека с сильным характером, но временами «уж больно упрямого» (компания Рубцова восемь лет судилась с «Аэрофлотом» по поводу отказа от закупок Ил-96 и добилась победы). Правда, в прошлом году «Аэрофлот» первым из российских компаний заказал 30 самолетов Sukhoi Superjet100, отмечает Полубояринов. Сам Окулов дать комментарии для этой статьи отказался.