Перезагрузка СНВ

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на первой встрече, отметив, что разногласия остаются, договорились уже в этом году заключить новый договор о стратегических вооружениях. Эксперты сомневаются, что это удастся

По итогам состоявшихся вчера в Лондоне переговоров стороны опубликовали два заявления: одно широкого характера, второе – по вопросам ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ). В первом документе США и Россия констатировали противоречия в оценке целей размещения объектов ПРО в Восточной Европе и причин войны в Южной Осетии (причем по второму пункту дипломатично не назывался даже регион, где произошел конфликт). Но пообещали искать новые направления сотрудничества в Афганистане, добиться от Ирана «восстановления доверия» по его ядерной программе, решить вопрос о вступлении России в ВТО, вести диалог об укреплении безопасности в Европе и предупредили Северную Корею о нежелательности запуска ракеты.

В отдельном заявлении по СНВ стороны заявили о начале конкретных переговоров по новому договору, который они намерены заключить до истечения срока действия договора СНВ-1 в декабре 2009 г. Конкретные предложения эксперты подготовят президентам уже в июле. В этом же месяце президент Обама впервые посетит Москву. «У нас значительно больше позиций, которые нас объединяют, нежели тех, которые разводят в разные стороны», – прокомментировал Медведев итоги встречи.

Новый договор, согласно заявлению президентов, должен иметь механизмы контроля, а потолок боезарядов по нему может быть ниже уровня в 1700–2200 единиц, установленного расплывчатым договором о стратегических наступательных потенциалах (СНП) 2002 г. Сейчас, согласно опубликованным вчера на сайте госдепа данным о выполнении СНВ-1 на 1 января 2009 г., США имеет 5576 боезарядов на 1198 носителях, а Россия – 3909 боезарядов на 814 носителях. По словам эксперта Центра по изучению проблем разоружения Евгения Мясникова, договор СНП так расплывчато трактовал понятие боезаряда, что было непонятно, что это означает и как и когда стороны должны достигнуть потолка в 1700–2200 единиц. Эксперт Московского центра Карнеги Петр Топычканов уверен, что договориться будет непросто: «США решают стратегические задачи не только с помощью ядерного оружия, но и с помощью высокоточного оружия, космических систем и развивающейся системы ПРО. Для России собственно ядерные силы имеют куда большее значение».

По оценкам эксперта, примерная планка нового потолка боезарядов – около 2000 боеголовок. А New York Times вчера со ссылкой на американских и российских представителей сообщила, что потолок будет на уровне 1500 единиц.

Положительной чертой заявлений, по мнению Мясникова, является то, что целью нового договора объявляется сокращение вооружений, т. е. США готовы говорить о сокращении не только боезарядов, но и их носителей, на чем настаивает Россия. Это «Ведомостям» фактически подтвердил и министр иностранных дел России Сергей Лавров, сказавший, что соглашение по СНВ «включает все». Но в заявлении нет слов о необратимости сокращений, что не снимает озабоченности России сохранением возвратного потенциала – заскладированных, но не развернутых боеголовок, указывает Мясников. Возможность заключения договора уже к декабрю очень смущает эксперта – ведь у США еще нет даже объявленной позиции по этим вопросам. Нет в заявлении по СНВ и упоминания о ПРО, это может означать, что США твердо решили не увязывать эти вопросы, на чем ранее настаивала Москва.