В Ирак за нефтью

Все больше российских компаний претендуют на освоение недр Ирака: вслед за «Лукойлом» и «Газпром нефтью» к конкурсам допущены «Роснефть» и «Татнефть»
Bloomberg

Министерство нефтяной промышленности Ирака опубликовало результаты квалификационного отбора компаний для участия во втором раунде конкурса на пользование недрами. Из 38 компаний отобраны девять, среди них «Татнефть» и «Роснефть» (см. врез).

О будущем тендере, для которого проводилась предквалификация, министерство Ирака объявило в декабре 2008 г. Итоги конкурса планировалось подвести в конце этого года, разыграв лицензии на 11 нефтегазовых месторождений, крупнейшие из которых – Меджнун и вторая фаза Западной Курны. По данным Dow Jones, ресурсы каждого из этих двух месторождений оцениваются в более чем 12 млрд барр. нефтяного эквивалента. Министр нефти Ирака Хуссейн аль-Шахристани заявлял, что второй раунд тендера предусматривает разработку месторождений, которые позволят в ближайшие несколько лет увеличить добычу нефти в стране почти на 2,5 млн барр. в день, т. е. удвоить ее.

Представитель «Роснефти» Николай Манвелов сказал, что его компания изучит возможность участия в иракских проектах. «Татнефть» более решительна: компания будет претендовать на участки недр, «выигрывать и работать в Ираке», сказал ее представитель «Интерфаксу». По его словам, второй раунд лицензирования должен завершиться в этом году, но его итоги, скорее всего, будут известны в 2010 г. «Татнефть» уже работала в Ираке. Незадолго до оккупации страны американцами она заключила с иракской стороной сервисный контракт и даже пробурила одну скважину на Киркуке, рассказывает источник, близкий к компании: «Но тут грянула война, и нашим пришлось уносить ноги».

В начале февраля предквалификацию на участие в первом раунде раздела недр Ирака прошли «Лукойл» и «Газпром нефть». Они смогут претендовать на шесть нефтяных месторождений, включая Киркук и Западную Курну – 1, а также два газовых месторождения. «Лукойл» уже давно претендует на Западную Курну – 2, которая попала во второй раунд. Контракт на разработку этого месторождения компания заключила с иракцами еще при Саддаме Хусейне и по окончании войны стала добиваться его признания новыми властями. Выставление месторождения на тендер представитель «Лукойл оверсиз» комментировать не стал.

А источник в одной из компаний – участниц иракских тендеров отмечает, что до сих пор не известно, что, собственно, будет предложено подписать победителям: сервисные контракты или СРП. «Возможно, этого не знает и сам министр нефти, – рассуждает он, – ведь нефтяное законодательство в стране только формируется». Получить комментарии в правительстве Ирака не удалось.

Несмотря на сложную военно-политическую обстановку, добыча нефти в Ираке растет: сейчас она на 10% выше, чем в начале 2008 г., и на 25% – чем годом ранее, отмечает аналитик «Солида» Денис Борисов. Интерес российских компаний к иракским проектам оправдан, но их ждет серьезная конкуренция со стороны иностранцев, резюмирует эксперт.