Продвижение нефтяных душ

Объявлена программа российского павильона на 53-й Венецианской биеннале современного искусства, он будет заполнен произведениями о нефти, футболе, душе и судьбах мира

Венецианская биеннале откроется 4 июня, на ней, как и на прошлой, куратор нашего павильона – Ольга Свиблова. И вновь она везет на мировой смотр современного искусства группу художников.

Скромные размеры всех павильонов, как и российского, предполагают монографические экспозиции. Формулу «один павильон – один художник», которой пользуются другие страны, Свиблова считает для нас неприемлемой, ведь роль русских художников на мировой арт-сцене «меньше пикселя», а Венецианская биеннале – возможность их «продвинуть». В первые дни, пока не хлынет публика, весь арт-мир осматривает павильоны и формирует мнения.

Ценность художника определяется музейным и галерейным уровнем его выставок, ценой на работы и упоминаниями в прессе – тут со Свибловой не поспоришь. Она уже подписала контракты с пятью пиар-агентствами из разных стран, так что вниманием прессы наш павильон не будет обижен. А уж какое сложится мнение у журналистов, арт-критиков, музейщиков и дилеров о нашей экспозиции «Победа над будущим», предугадать невозможно.

«Победа над будущим» – выставка семи совершенно разных хороших художников. Чтобы иностранным людям была понятнее ясная для нас сила абсурда серии «Перспективы развития» Павла Пепперштейна, автор исполнит для них рэп по-английски. Но в любом случае это будет лучшая работа из показанных.

Остальные художники выступят попроще – со своими фирменными темами и материалами: Алексей Каллима напишет флюоресцентными красками большие картины о футболе, Анатолий Журавлев вставит маленькие фотографии в стеклянные шарики, Сергей Шеховцев из любимого поролона исполнит картуш на фасаде павильона, Ирина Корина соорудит огромные фонтаны из клеенки, Гоша Острецов воспоет себя как свет в конце туннеля, а Андрей Молодкин покажет на экране, как кровь и нефть заливают Нику Самофракийскую. Это заранее вызывает скуку – работ с нефтью сегодня делают не меньше, чем когда-то пейзажей с березками.

Для художника участие в Венецианской биеннале – большой плюс в послужном списке, но, как правило, там лучше смотрятся и продвигаются не коллективом, а поодиночке.