Пираты на якоре

Ни одна картина 2009 г. не имела столь положительного «сарафана», как британская «Рок-волна» (в оригинале The Boat That Rocked) Ричарда Кёртиса. Но так ли фильм хорош?
Outnow.ch

Отзывы тех наших, кто сумел увидеть фильм заранее (на кинорынках либо за рубежом), соответствуют оценкам британской прессы. Восторг, давно мы так от души не смеялись. Позитивному настрою содействует и то, что первый фильм Кёртиса «Реальная любовь» стал столь же первым сделанным в жанре бабской романтической комедии, который заставил полюбить себя киноманов мужского пола. Потому что явил таких забавных персонажей, такую хитрую сценарную структуру и такие непредвиденные чувства, что... завершите восторженную фразу сами.

После «Реальной любви» Кёртис стал феноменом киноманского масштаба. Жанр не любимов. А режиссер – любимов. При этом киноманы простили ему сценарии к другим успешным в мировом прокате, но чересчур сладким для истинного киноценителя фильмам «Четыре свадьбы и похороны», «Ноттинг-Хилл» и «Дневник Бриджит Джонс», за которые Кёртису дали орден Британской империи 2-й степени.

А зря простили. Нет-нет, «Рок-волна» кажется на первый взгляд очень некорректной по отношению к сладкому мейнстриму. Секс, драгз (но в легком марихуанном варианте) энд рок-энд-ролл. Речь о том, что в свободолюбивом 1966-м в Британии почему-то существовали (тут некоторое для нас откровение) ограничения на поп- и рок-музыку в радиоэфире. И это после американского триумфа «Битлз» и «Роллинг стоунз»! Этим пользовались пиратские радиостанции, транслировавшие поп & рок круглые сутки и заводившие своих слушательниц провокациями диджеев, которые громко расстегивали перед микрофоном ширинку и даже (заранее проанонсировав грядущее революционное событие) отважно, но единожды произносили в эфире неприемлемое fuck. Главная пиратская радиостанция фильма и ее коллектив базируются на корабле, стоящем на якоре в Северном море. Эту радиостанцию жаждет прикрыть британское правительство, насылая на нее чиновников-шакалов.

Плюсы фильма в юморе. А еще в идее, что работа и коллектив, когда они в кайф, лучшие вещи на свете. Российское массовое самосознание считает работу тоскливой. Работаем только ради того, чтобы пропить заработанное. Между тем любой человек, ощутивший кайф от коллективной работы, наверняка скажет, что она была одним из наивысших удовольствий жизни наряду с сексом (с любимой женщиной), футболом с друзьями и обедом в таком-то ресторане.

Минусы фильма – в общей его концепции. Все-таки дрянь, как ни крутите, этот жанр под названием «романтическая комедия». И дрянь он потому, что режиссер (который в данном случае еще и сценарист) очень жаждет нам понравиться. В «Реальной любви» он пытался угодить всем романтически настроенным натурам. Снимаю несуществующую шляпу – угодил. В «Рок-волне» режиссер стремится показаться миленьким всем как бы маргиналам. «Как бы» тут не словосочетание-паразит, а точный приговор: режиссер желал приглянуться тем, кто считает себя чистенькими интеллектуалами, но ради демонстрации своего отличия от яппи иногда допускает в своей речи матерок.

Таким фильм и получился: правильным, но с уютным матерком.