Перевозчик № 2

Авиакомпания «Сибирь» потеряла первое место на рынке внутренних перевозок, которое она завоевала еще в 2002 г. Пальма первенства перешла «Аэрофлоту»
А. Махонин

Доля «Сибири» (бренд S7) в общем пассажиропотоке на внутренних рейсах в январе – феврале составляла 13,8%, тогда как у «Аэрофлота» – 15,5%, говорится в отчете «Сибири» по РСБУ за I квартал. Смену лидера в I квартале фиксирует и Транспортная клиринговая палата (ТКП): «Сибирь» перевезла внутри России 572 275 пассажиров, «Аэрофлот» – 631 516 (подробнее см. таблицу).

«Сибирь»

авиакомпания. Пассажиропоток – 5,89 млн человек (2008 г.). Акционеры: Наталья Филева – 63,26%, государство – 25,5%. Финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 42,3 млрд руб., чистая прибыль – 62,7 млн руб.

По итогам 2008 г. доля «Сибири», по данным ТКП, равнялась 15,6%, у «Аэрофлота» – 13,7%.

«Сибирь» сократила пассажиропоток из-за неблагоприятной ситуации на рынке (общий спад в январе – марте составил 21,5%), а также массового вывода из эксплуатации самолетов советского производства (32 Ту-154 и четыре Ил-86), объяснил пресс-секретарь «Сибири» Кирилл Алявдин. Cейчас важно не простое увеличение количества пассажиров, а поддержание эффективной операционной деятельности авиакомпании, добавляет он. Благодаря отказу от старых самолетов с начала года к апрелю расходы на топливо сократились в 1,5 раза, а коммерческая загрузка воздушных судов составляет почти 74% (общий прогнозный показатель по рынку – 65,8%), говорит Алявдин. I квартал, традиционно считающийся низким сезоном, «Сибирь» завершила с прибылью в 12,9 млн руб. (на 23,3% меньше, чем за тот же период 2008 г). Выручка сократилась на 13,7% до 6,03 млрд руб., говорится в отчете компании.

Данные о пассажиропотоке «Сибири» за начало года «не совсем правильно отражают реальную ситуацию», продолжает Алявдин. Отраслевая статистика не учитывает пассажиров, перевезенных «Сибирью» по соглашениям код-шеринга (совместная продажа билетов на один рейс) и договорам фрахта с перевозчиками «Глобус», «ВИМ-авиа», «Владивосток-авиа», «Авиалинии Дагестана» и проч., отмечает он. Допустим, «Сибирь» берет самолет в аренду у «Глобуса», значит, все перевезенные пассажиры засчитываются «Глобусу», поясняет Алявдин. А «Глобус» за I квартал перевез внутри России 124 921 пассажира, войдя в десятку крупнейших авиакомпаний.

ООО «Глобус» как чартерный перевозчик появилось на авиарынке прошлой весной. Владеет «Глобусом» ЗАО «Группа компаний С7», которое в равных долях принадлежит супругам Филевым (данные ЕГРЮЛ). О том, что «Глобус» входит в группу С7, говорится и в материалах Федеральной антимонопольной службы от 2 марта, размещенных на ее сайте.

«Аэрофлот» подошел к кризису более подготовленным с точки зрения как финансов, так и флота, что и помогло ему обогнать «Сибирь», объясняет аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, плюс компания продолжала агрессивную политику в отношении внутреннего рынка, в том числе с участием «дочек» «Аэрофлот-норд» и «Аэрофлот-Дон». По его словам, «Сибирь» сделала правильно, отказавшись от погони за пассажирами.

Замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков отмечает, что экспансия на внутренний рынок – часть долгосрочной стратегии «Аэрофлота». В 2008 г. ряд убыточных компаний перестали летать, значительная часть их пассажиров досталась «Аэрофлоту», напоминает он.

Кошляков рассчитывает, что компания сохранит лидерство и в будущем. Пантелеев от прогнозов отказался. Сама «Сибирь» рассчитывает, что по итогам 2009 г. ее пассажиропоток снизится на 10%.