Фабрика новых лидеров

Российские компании начинают понимать, что производительность и эффективность зависят не столько от выполнения технических регламентов, сколько от задействованных в индустрии людей

Лидерами перемен выбрали 60 руководителей разного отраслевого профиля, опыта, образования. Почти 80% – технари, остальные – из финансово-экономического и административного блоков, от всех требовалось научиться управлять себестоимостью и социально-производственными отношениями. Школа бизнеса «Сколково» разработала для них программу обучения по развитию навыков в области планирования и управления стратегией, а также совершенствования технических знаний, для чего привлекла МИСиС.

Готовых технарей-управленцев для металлургической отрасли в России нет, была уверена Наталья Ионова, вице-президент по персоналу «Евраз груп», когда в октябре 2008 г. запускала восьмимодульную программу обучения кадрового резерва. Раньше такие программы компания не заказывала, поэтому с началом кризиса некоторые задавались вопросом, стоит ли тратить на нее деньги. «Впрочем, серьезно это не обсуждалось. В прошлом году мы провели массовую оценку руководителей разного уровня, после чего серьезно переоценили роль среднего менеджмента в развитии компании, – рассказывает Ионова. – В кризис непонятно, вложения в какие активы и технологии будут оправданы, тогда как инвестиции в перспективных сотрудников, разделяющих ценности компании и готовых двигать ее вперед, без сомнений, принесут пользу: средний менеджмент влияет на результаты деятельности компании постоянно».

Программа заканчивается в июле, но эффект от нее уже есть, считает Ионова. В ходе программы резервисты работают над перспективными, на взгляд руководства компании, направлениями (например, «Управление ремонтами» или «Управление затратами через систему производственного контроллинга»). Каждый модуль завершается подведением промежуточных результатов работы над этими проектами. Ионова говорит, что проектная работа дает новые идеи по контролю за производительностью и что теперь все резервисты без исключения знают, что такое правило шести сигм и бережливое производство. Еще более ценно, что практическая работа помогает понять, кто как усвоил программу. «Студент» Илья Дмитров, начальник департамента анализа и мониторинга портфеля проектов «Евраза», вспоминает, что наиболее сложно было найти общий язык с коллегами. И не только для него: из 60 потенциальных лидеров новой волны в программе осталось уже 47, правда, двух переманили конкуренты, как только узнали, что они отобраны в кадровый резерв. «Мы предполагали меньший отсев, но программа действительно сложная. Зато оставшиеся станут по-настоящему вовлеченными в управление бизнесом людьми, разделяющими видение перспектив компании и ответственность за нее», – говорит Ионова.

Между дисциплинами

С началом кризиса на Западе развернулась научная дискуссия о потенциале менеджеров, способных комбинировать междисциплинарные знания. В апреле Helsinki School of Economics (HSE) объявила о слиянии с Хельсинкским технологическим университетом и колледжем искусства и дизайна. Около 400 MBA-студентов HSE окажутся на пересечении технологии, дизайна и бизнеса, сказал FT вице-ректор Хельсинкского технологического университета Калеви Экман. Ранее по этому принципу был создан университет Oulu в Северной Финляндии, еще один планируется в Турции.

Будущее за междисциплинарными программами, уверен ректор школы бизнеса «Сколково» Андрей Волков. Прототипом программы для «Евраз холдинга» стала BP Projects Academy, программа British Petroleum, которую шестой год делает MIT Sloan School of Management. Она состоит из предметов по стратегии, инженерных дисциплин и практических занятий по разработке инноваций, рассказала старший директор программ Executive Education MIT Sloan Мэри Эйтер. «Такие программы – большая интеллектуальная задача, и автоматически ее решить никогда и ни у кого не получается, – говорит Волков. – Вот почему многие бизнес-школы признают важность использования технологического сегмента в обучении лидеров, но редко это реализуют на практике».

В России руководителей и специалистов технических служб не принято обучать навыкам управления, напоминает Анна Грязнова, заместитель декана ВШБ МГУ. С 2003 г. компания «Уралкалий» реализует программу подготовки кадрового резерва, куда входят и руководители инженерного профиля. В апреле для руководителей технических служб ОГК-4, где основной акционер – компания E.On, началась многомодульная программа «Основы бизнеса», разработанная ESMT (Европейская школа управления и технологий, 44-е место в рэнкинге FT корпоративных программ – 2009) и ВШБ МГУ. Первый модуль был по управлению себестоимостью производства и рисками, в нем участвовали 26 главных инженеров и их заместителей, руководители цехов, сотрудники исполнительного аппарата ОГК-4, отвечающие за производство. Дальше они узнают, как управлять экономикой производства, рисками, цепочкой поставок, коллективом и что такое стратегическое мышление, т. е., по сути, освоят концепцию бережливого производства.

«Постепенно компании в России начинают понимать, что производительность и эффективность зависят не столько от выполнения технических регламентов, сколько от задействованных в индустрии людей, их управленческих компетенций, – продолжает Грязнова. – За такими программами будущее, и спрос на них должен увеличиться». Интерес появляется, согласна Светлана Жильцова, первый проректор «Синергии», реализованных программ пока нет.

Формы меняются

Пока рынок корпоративного обучения продолжает падать. По данным мониторинга изменений в управлении персоналом PYNDEX компании Pynes Group, на апрель 2009 г. сократили объем предоставления внутреннего обучения 13% компаний, у внешнего провайдера – 48% компаний, полностью отменили обучение у внешнего провайдера 14% компаний.

«Падение спроса логично, – успокаивает ректор ВШМ СПбГУ Валерий Катькало. – В кризис российские предприятия, конкурирующие на международном рынке, сначала будут вынуждены сократить все расходы и функции, которые не влияют на производительность, на втором этапе они займутся оптимизацией бизнес-процессов и внедрением инноваций».

В кризис нет времени на подготовку и адаптацию нового руководителя, считает Вера Курочкина, заместитель генерального директора «Русала».

В начале года впервые топ-менеджерские позиции заняли не приглашенные со стороны специалисты, а три давно работающих в компании менеджера (в том числе Михаил Эренбург стал исполнительным директором). С мая началась новая программа подготовки руководителей, основной акцент которой делается на наставничестве, индивидуальном плане обучения, чтении литературы.

Компании стали более продуманно подходить к тому, кого, чему и за сколько учить, отмечает Грязнова.

Бюджет корпоративного университета компании «Альфастрахование» сократился на 25% за счет оптимизации внешних заказов на обучение. Александр Анапольский, руководитель университета, говорит, что цели бездумно сократить бюджет не было, задача была повысить эффективность обучения.

«Мы являемся свидетелями изменения запросов на методы обучения», – полагает Юлия Южакина, партнер компании «Амплуа-брокер». Опрос Trainings.ru (участвовала 151 компания) показал, что более 70% компаний сократили объем тренингов и семинаров (см. таблицу на стр. В1) – самых дорогих методов обучения. Произошла девальвация курсов, состоящих из лекций вузовских профессоров, они почти не пользуются спросом в категории executive, говорит Леонид Евенко, ректор школы бизнеса ВШМБ при АНХ. Зато хороший отклик у практических сессий на предприятии после теории, добавляет он.

На рынке отсутствуют программы executive development, на которых в режиме мозгового штурма обсуждаются стратегия, поведение лидера и управление изменениями, отмечает ректор школы бизнеса ИБДА АНХ Сергей Мясоедов. Такие ретренинговые тематические программы обычно длятся 100–120 часов и ориентируются на интенсивный обмен опытом и управленческими находками между слушателями. ИБДА открывает первую такую программу по маркетингу в сентябре. Аналогичную по формату двухнедельную программу «Стратегическое управление» запустит осенью ВШБ МГУ, курс которой разработан вместе с Институтом У. Дэвидсона Мичиганского университета. Если наберется группа в 10 человек, это будет первая краткосрочная программа в сегменте executive для школы. Евенко сожалеет, что за немногим исключением российские школы бизнеса не играют никакой роли на рынке тренингов, в том числе для руководителей. Их прототип – mini MBA – только недавно появился.

«Нашим вузам и школам не хватает связи с практикой, а у тренинговых компаний не развита методологическая база. Рынок немного застоялся. Кризис должен подтолкнуть к созданию кросс-продуктов на стыке секторов, к объединению опыта, ресурсов, умов», – надеется Южакина.

Сергей Мясоедов и Ольга Петрова, представитель Business Trainings Russia, за создание школами и тренинговыми компаниями совместных программ. А вот технические вузы вряд ли что-то добавят бизнесу, считает ректор ИБДА.