Технологии рынка: Естественный отбор

Численность строительных компаний теперь призваны определять саморегулируемые организации.

Повод задуматься. Сергей Сидоров, исполнительный директор НП «Альянс строителей»:

«Выявить СРО-мошенника можно уже на ранних стадиях – при изучении условий вступления. Заявление какой-либо СРО об отсутствии взноса в компенсационный фонд ввиду кризиса на рынке или низких вступительных и членских взносах – явный повод задуматься: а читали ли инициаторы создания партнерства закон и на что, собственно, СРО собирается содержать себя и обеспечивать свою деятельность? Кроме того, если при вступлении в партнерство компанию не просят подтвердить квалификационные требования персонала в соответствии с заявленными видами работ, то это также должно вызывать сомнения – возможно, СРО будет состоять из фирм-однодневок, за нерадивую деятельность которых всем придется нести коллективную ответственность».

Согласно официальной статистике в России зарегистрировано более 120 000 разнообразных строительных компаний (данные 2006 г.). Даже если учесть, что не все они работали по профилю, все равно получается внушительная цифра.

Теперь их численность отрегулирует не только кризис. Принятые летом прошлого года законодательные нововведения требуют, чтобы все компании, занимающиеся строительством и проектированием зданий свыше трех этажей, до конца этого года объединились в саморегулируемые организации (СРО). Без допуска последних с 1 января 2010 г. на стройку не выйдешь.

Привлечь нужных

Ростехнадзор начал регистрировать СРО только в этом году. По данным на апрель 2009 г., в реестр внесено пять СРО. Отказали 13. Основные причины для отказа – у заявителей либо не хватало средств для создания компенсационного фонда, куда каждая компания из чистой прибыли должна выделить от 0,5 до 1 млн руб. (а если СРО решит застраховать свою гражданскую ответственность, то ее члены должны внести соответственно 150 000 или 300 000 руб.), либо не было необходимого количества членов (по закону нужно от 50 до 100 в зависимости от вида деятельности).

В апреле московское правительство (совместно с Ассоциацией строителей России (АСР) созвало специальную практическую конференцию, посвященную проблеме СРО. Выступивший на ней руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николай Кутьин признал, что пока строители не торопятся подавать заявления: одни выжидают, другие устраняют недостатки, используя опыт первых организаций, третьи только завершают формирование и регистрацию некоммерческих партнерств.

Строители до последнего надеялись на продление системы лицензирования. Ведь первоначально планировалось, что допуски от СРО и старые лицензии, выданные Ростехнадзором, до 2014 г. будут действовать параллельно. Но в закон были внесены поправки, и «с наступлением 1 января 2010 г. лицензия превратится в реликвию, которую можно будет повесить на стену. Таким образом, вариантов у стройкомпаний два: либо вступать в СРО, получать свидетельство о допуске и продолжать работать на законных основаниях, либо приостанавливать деятельность и терпеть убытки», отмечает исполнительный директор НП «Альянс строителей» Сергей Сидоров.

Ростехнадзор ожидает наплыва заявлений во второй половине года. Если учесть, что на рассмотрение одной заявки законом отводится неделя, как бы федеральной службе не пришлось перейти на круглосуточный режим работы.

В помощь коллегам московское правительство создало специальный координационный совет. По выражению главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, он станет штабом, наблюдающим и контролирующим процесс формирования института саморегулирования в Москве. А также будет вносить предложения по совершенствованию соответствующего законодательства. Член совета, директор правового департамента АСР Александр Самойлов рассказал, что этот «штаб» будет до Ростехнадзора изучать присланные заявки и давать по ним письменное заключение, которое тот станет учитывать при регистрации нового СРО. «Все понимают, что чем меньше СРО, тем лучше – в смысле их взаимодействия со стройкомплексом, но административным путем их число ограничить невозможно, – говорит Самойлов. – Для Москвы не нужно больше 15 некоммерческих партнерств. Хотя 15 – тоже много». Ведь в столице, по данным Ресина, сейчас насчитывается примерно 2000 строительных организаций. Хотя к концу года их количество, вероятнее всего, сократится. По прогнозу вице-президента АСР Владимира Пономарева, около 70% стройкомпаний России находится в предбанкротном состоянии.

Отсечь лишних

Идея профессионального самоконтроля, который обеспечит безопасность строительства и окажет необходимую помощь потребителям, сама по себе очень хороша. Во-первых, организации, у которых нет средств, специальной техники и обученных кадров, не смогут заниматься строительным бизнесом. Во-вторых, потребитель, пострадавший от недобросовестного застройщика, сможет не только обжаловать его действия в досудебном порядке, но и получить компенсацию из фонда СРО. А потому некоммерческие партнерства будут строго блюсти чистоту рядов.

«Мы знаем из истории, что в давние времена существовали профессиональные союзы – каменщиков и т. д. Система СРО, по сути, возврат к этому прошлому», – говорит Омар Гаджиев, управляющий партнер Panorama Estate. С ним соглашается и Елена Николаева, президент Национальной ассоциации малоэтажного строительства (НАМИКС): «Этому опыту в Германии сотни лет – цеха и гильдии мастеров. И в России такое же было. Все новое – это хорошо забытое старое». Малоэтажная застройка пока что не подпадает под закон о СРО, но НАМИКС активно лоббирует идею создания некоммерческого партнерства и в этой сфере.

СРО также будет разрабатывать стандарты своей деятельности, способствуя тем самым и созданию новой системы технического регулирования. Не секрет, что эту проблему государство и профессиональное сообщество решают довольно долго: старые СНиПы устарели, а новые уже который год «в процессе». Хотя не исключено, что работа эта затянется. «Межрегиональное объединение строителей» (одним из первых внесено в реестр СРО. – «Ведомости») сейчас, например, разрабатывает стандарты для грузоподъемных механизмов. Эта работа не на один день. Поэтому мы проголосовали, что пока будем выполнять старые СНиПы», – рассказал заместитель гендиректора объединения Кирилл Холопик на II Всероссийском форуме «Стратегия развития жилищного строительства в России».

«Разве хорошо, что у нас теперь каждый колхоз будет существовать по собственному СНиПу?» – возразил ему Анвар Шамузафаров, бывший глава Росстроя, ныне гендиректор НП «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве». «При бездумной реализации последствия будут такие, что мы себе представить не можем, – хаос, катастрофа. Например, придет Ростехнадзор на стройплощадку и скажет: «Вы не так выполнили сварные швы». А СРО ему: «Мы так решили, у нас стандарт, что сваркой можно больше не заниматься, а вы нас включили в реестр, значит, приняли на себя ответственность», – пессимистичен эксперт.

По словам Шамузафарова, первым, кто обратился в Ростехнадзор с документами о СРО, был Люберецкий союз строителей. «Сегодня – Люберецкий, завтра – Солнцевский и далее по бандгруппировкам», – прогнозирует он.

Николай Кошман, президент АСР, соглашается, что при создании новой системы возникают негативные тенденции: «Прежде всего это связано с появлением большого числа посреднических фирм, которые, пользуясь слабой информированностью строительных, проектных и изыскательских организаций, предлагают несуществующие услуги, дезориентируют строительное сообщество». В регионах уже были случаи, когда стройкомпаниям объявляли дополнительный прейскурант в 30 000 руб. за допуск к одному виду работ.

О появлении СРО, «ориентированных на продажу допусков», говорил на форуме и Михаил Викторов, гендиректор Российского союза строителей. По его словам, Ростехнадзор сейчас думает, как отсечь недобросовестные организации, которые будут за деньги принимать стройкомпании в свой состав, а через год «могут просто раствориться». А ведь компания, которая занимается и строительством, и проектированием, обязана вступать в два некоммерческих партнерства и, соответственно, дважды участвовать в формировании компенсационного фонда и платить вступительные и членские взносы, напоминает Сергей Сидоров.

Озабоченность нововведением высказывает и малый и средний строительный бизнес. У небольших компаний и при хорошем раскладе не находилось «лишних» денег, а в кризисные времена ситуация стала еще хуже. В связи с этим взносы в СРО для них решили сократить: в марте в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий уменьшить эти суммы до 250 000 руб. (или 100 000 руб. при страховании гражданской ответственности) для проектировщиков и изыскателей и до 500 000 руб. (200 000 руб.) для строителей. «[Ранее] предусмотренные Градкодексом минимальные размеры взносов в компенсационный фонд СРО и увязанный с ними механизм солидарной ответственности членов СРО в ряде случаев могут привести к банкротству малых предприятий», – говорится в пояснительной записке к документу.

Пока что небольшим стройконторам предлагается проектировать и возводить ларьки, киоски, навесы и гаражи – для подобных сооружений никаких специальных допусков не требуется.

Рекомендации Ростехнадзора

Ростехнадзор советует застройщикам, желающим создать СРО, внимательно изучить:

ФЗ от 1.12.2006 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»; ФЗ от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градкодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»; Градостроительный кодекс Российской Федерации; постановление правительства РФ от 19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ»; Правила ведения госреестра саморегулируемых организаций, утвержденные постановлением правительства РФ от 29.09.2008 № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»; приказ Минрегиона России от 9.12.2008 № 274 «Об утверждении перечня видов работ...»; приказ Ростехнадзора от 10.02.2009 № 57 «Об организации работы по реализации постановления правительства РФ от 19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ»; ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».