Дилеры попали под танк

Правительство не готово передать дилерам право проведения техосмотра автомобилей. Дилеры будут навязывать гражданам дополнительные услуги и к тому же не смогут обслуживать тракторы и танки, уверены чиновники

В январе первый зампред Госдумы Олег Морозов, председатель комитета по транспорту Сергей Шишкарев, а также депутаты Николай Гончар и Александр Бурков внесли в парламент законопроект «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств». Документ предусматривает передачу государственного техосмотра от ГИБДД единой системе центров, в том числе и коммерческих, прошедших специальную аккредитацию. Регулировать тарифы на услуги дилерских центров должно правительство.

Но чиновников это предложение не устроило. «[Законопроект] не упрощает, а усложняет проведение обязательного технического осмотра», – говорится в подписанном руководителем аппарата правительства Сергеем Собяниным заключении (копия имеется у «Ведомостей»). Чиновник направил его в Госдуму 14 мая. Законопроектом предложено распространить новые условия проведения техосмотра на тракторы, строительную и другую самоходную технику. Сейчас ее состояние проверяют инспектора гостехнадзора – они контролируют не только параметры, влияющие на безопасность дорожного движения, но и параметры, влияющие на безопасную эксплуатацию этих машин, указано в документе. Им требуются специальные навыки и специальное оборудование. Если сделать техосмотр такой техники коммерческим, его стоимость будет в 15–50 раз выше, чем стоимость техосмотра автомобилей. А военную технику могут контролировать только специальные ФГУПы, обеспечивающие в числе прочего и сохранение гостайны.

Пострадают от нового порядка и автомобилисты. Совмещение функций по техническому осмотру и ремонту может привести к тому, что дилеры будут навязывать дополнительные платные услуги владельцам автомобиля, пишет Собянин.

Существует опасность, что при передаче техосмотра от ГИБДД частным организациям будет утрачен должный контроль за техническим состоянием автомобилей, добавляет пресс-секретарь премьера Владимира Путина Дмитрий Песков. Перспективы принятия законопроекта он оценивать не стал, отметив, что пока идет процесс согласования документа.

Замечания правительства не концептуальны, считает Шишкарев. Он уверен, что в течение месяца текст законопроекта будет доработан и принят Госдумой как минимум в двух чтениях. Ранее депутат оценивал рынок услуг техосмотра в миллиарды рублей в год.

Шишкарев уверен, что ГИБДД должна осуществлять лишь надзор за прохождением техосмотра. Аргумент, что дилеры будут навязывать автовладельцам дополнительные платные услуги, Шишкарев считает несостоятельным. Ведь в отличие от ГИБДД техосмотр по законопроекту можно проходить у разных дилеров.

Депутат уверен, что законопроектом недовольны в ГИБДД. Сотрудник этого ведомства говорит, что инспекция намерена к 1 сентября подготовить предложения по изменению процедуры техосмотра. ГИБДД тоже хочет передать эту функцию аккредитованным коммерческим предприятиям. Но они обязательно должны входить в саморегулируемые организации, говорит собеседник «Ведомостей».

Дилеры заинтересованы в повышении загрузки сервисных мощностей, особенно в период кризиса, когда доходы от продажи существенно падают. За февраль – апрель 2009 г. доля сервиса в валовой прибыли крупнейших дилеров выросла на 7%, достигнув 50%, говорит президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Дмитрий Гулин. При этом большинство продавцов жалуются на снижение загрузки сервисных мощностей, уточняет гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин говорит, что основная масса автомобилей старше пяти лет обслуживается у неофициальных дилеров. Сама процедура техосмотра существенных доходов не принесет – ее стоимость будет ограничена, но возможность совместить осмотр с обслуживанием автомобиля привлечет в салоны дилеров дополнительных клиентов, добавляет Целиков.

По данным Движения автомобилистов России, талончик техосмотра с помощью связей или взяток получают более 60% автовладельцев России. В Москве прохождение техосмотра по блату обходится сейчас в 3000–3500 руб. при официальных расценках – 600 руб.