Рынки в эйфории

Деньги, впрыснутые в финансовую систему мировыми центробанками, и вера инвесторов в то, что худшее для экономики уже позади, привели к взлету цен на сырьевые товары и фондовых индексов. Но если эта вера ослабнет, падение обещает быть драматическим
М.Стулов

«В основе продолжающегося роста на рынках лежит крепнущая уверенность инвесторов в воcстановлении мировой экономики в сочетании с улучшением ситуации на финансовых рынках» – это объяснение в отчете Ли Хардмана из Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ в последние месяцы, как мантру, повторяют аналитики и инвесторы. Уверенность эта в значительной степени базируется на данных о росте производства и спроса на сырье в Китае, который в глазах многих сменил США в качестве экономического лидера. Если смотреть только на спрос в США, сложно объяснить, почему цены на нефть выросли почти в два раза, говорит президент Paul Ting Energy Vision Пол Тин. Импорт нефти в Китай вырос в апреле на 13,6% по сравнению с апрелем-2008, меди – на 149%, железной руды – на 24%, соевых бобов – на 55%.

Индекс Baltic Dry, показывающий стоимость фрахта судов для перевозки сырьевых товаров, вырос за май на 96%, в китайских портах образовались очереди из кораблей.

Июльский фьючерс WTI вчера вырос на 2,3% до $67,86 за баррель. В Лондоне цены меди и никеля достигли максимума с октября 2008 г.: медь перевалила за $5000/т, никель подорожал на 4% до $14 485/т, алюминий – на 3% до $1477/т.

С конца прошлого – начала этого года сильно выросли не только промышленные металлы и энергоресурсы, но и драгметаллы, сельхозтовары, лес, отмечает аналитик Fullermoney Йон Трейси. «Единственное объяснение одновременного роста не связанных друг с другом товаров – массовый спрос со стороны инвесторов. Последние полгода Китай выделяет средства на закупку сырья для пополнения долгосрочных запасов. Инвесторы знают и об этом, и о возможных инфляционных последствиях накачивания финансовой системы ликвидностью», – говорит он.

В борьбе с кризисом только Федеральная резервная система США пообещала потратить до $12,8 трлн, что немногим меньше ВВП США, многие центробанки снизили процентные ставки почти до нуля. По мере нормализации ситуации деньги потекли на фондовые и товарные рынки. К тому же во время обвала в 2008 г. многие инвесторы продавали все, что можно, и теперь ищут применения накопленной наличности, добавляет Трейси.

Помимо сырья деньги пошли на развивающиеся фондовые рынки. По данным EPFR Global, с начала года нетто-приток средств в глобальные фонды развивающихся рынков составил $49,8 млрд.

В фонды, ориентированные на Россию, за 11 недель безостановочного притока пришло $535,2 млн, теперь в них $4,31 млрд. Это помогло российским индексам показать лучшие результаты в мире. С дна в октябре 2008 г. индекс ММВБ вырос на 135% до 1206,2 пункта, РТС с январского минимума поднялся на 134% до 1167,4. Вчера оба прибавили более 7%. Самой популярной «голубой фишкой» были вчера акции Сбербанка (+17,6% на ММВБ). UBS повысил прогнозную цену его бумаг в два раза до $2, рекомендуя «покупать» их. Экономика России начнет расти в III квартале, что наряду с ростом корпоративных прибылей и снижением процентных ставок должно помочь банкам, снизив риски потерь по кредитам, считают аналитики UBS. Они полагают, что к концу года РТС может вырасти еще на 30%.

«Дорожающая нефть, растущий оптимизм относительно мировой экономики и огромный провал российского рынка [в 2008 г.], обесценивший акции, были очень, очень важными факторами, объясняющими резкий подъем», – говорит Шахин Валли, аналитик по развивающимся рынкам BNP Paribas.

Помогло и отсутствие в последние месяцы политических и крупных корпоративных конфликтов.

Сила России может стать ее слабостью, если нефть, которая с минимума в декабре подорожала ровно вдвое, снова начнет дешеветь.

Цены на нее растут быстрее, чем меняется спрос, заявил вчера исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Нобуо Танака. Спрос со стороны Китая может в большей степени объясняться наполнением резервов дешевой нефтью, а не ростом потребления энергоресурсов, в других же странах роста спроса не наблюдается, говорит Рэйчел Зимба, аналитик по энергетике RGE Monitor. К тому же в США запасы нефти в хранилищах на 16,5% выше, чем год назад, а в странах ОЭСР, по данным МЭА, в конце марта они были больше на 14,7%. Даже если потребность в нефти начнет расти, эти запасы должны уравновесить спрос. Если же высокие цены начнут его подрывать или ситуация в экономике снова ухудшится, инвесторы могут вывести деньги с нефтяного рынка так же быстро, как они их вкладывали, предупреждает Адам Симински, главный аналитик по энергетике Deutsche Bank.

То, что быстрее всего растет, может быстрее всего упасть, предупреждает старший аналитик по развивающимся рынкам RBC Capital Markets Найджел Ренделл: «Россия – самая слабая из ведущих развивающихся экономик, и там легко может начаться серьезная коррекция. Это может произойти из-за падения цен на нефть, банкротства компаний или непредвиденного политического события».

После достижения российскими индексами пика в мае 2008 г. предвестниками обвала стали резкое высказывание Владимира Путина в адрес «Мечела» и конфликт между российскими и британскими акционерами ТНК-ВР. Потом разразилась война на Кавказе, а финансовый кризис добил российские фондовые индексы.