Компания недели: «Гражданские самолеты Сухого»


Еще несколько лет назад разговоры о намерении «дочки» производителя истребителей АХК «Сухой» – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) построить новый гражданский самолет напоминали анекдот про тульского рабочего, который все пытался собрать самовар, а получался пулемет. Но скептики посрамлены. На этой неделе ГСС представила миру товар лицом. Лайнер Sukhoi SuperJet 100 оказался единственной новинкой на престижном авиасалоне в Ле-Бурже.

«Самолет-то хороший!» – улыбаясь, восклицает летчик-испытатель ГСС Леонид Чикунов, налетавший на SSJ около 500 часов. Идеолог проекта – гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян охотно проводит экскурсии по самолету (среди посетителей были замечены менеджеры Airbus) и общается с журналистами (а ведь был период, когда он избегал внимания прессы, предвидя вопросы о задержке проекта; он, кстати, и так опаздывает почти на год). Еще бы – самолет понравился публике. Представители других авиастроительных компаний поумерили скепсис в отношении SSJ. В их голосах слышны нотки удивления (а мы сами-то не удивляемся, что такой проект вышел на финишную прямую?). Теперь конкуренты уже говорят, что, мол, проект-то неплохой, но хорошо бы посмотреть, как будут летать серийные самолеты.

В Ле-Бурже ГСС подписала контракт на поставку еще 24 самолетов, на 30 лайнеров оформлен «мягкий» заказ, о продаже еще 10 компания ведет переговоры с «Газпром авиа». Всего в портфеле заказов компании уже 122 самолета. Погосян обещает к концу года довести цифру до 150. Это очень серьезный задел. К примеру, портфель заказов Boeing на новые самолеты перед постановкой их на конвейер (за исключением 787 Dreamliner) составлял 100–150 лайнеров, говорил недавно «Ведомостям» гендиректор компании Джеймс Макнирни.

Правда, ГСС успокаиваться рано. Ведь среди покупателей пока нет ни одной «случайной» иностранной компании (перевозчик Itali близок к совладельцу ГСС Alenia, а 49% Malev принадлежит ВЭБу), а почти треть заказов приходится на финансово несостоятельных клиентов. Без заказов из-за рубежа проект не пойдет – российские компании не обеспечат должного спроса на новый лайнер. Впрочем, все условия для поставок за рубеж есть. Ведь основные игроки на этом рынке – Bombardier и Embraer в ближайшие годы вряд ли предложат новинки.