Смена курса

Новый гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев научит авиакомпанию жить без пролетных денег, сократит ее персонал в полтора раза и обанкротит убыточные «дочки» – о таких переменах он рассказал акционерам в субботу

Как мы будем жить без роялти? – сформулировал главный вопрос миноритарий Владимир Обухов, бывший сотрудник «Аэрофлота». – Это сейчас красиво выходит: нам $300 млн, как говорится, дают!»

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания России. Справка к Смена курса Акционеры: 51,2% – у государства, около 30% – у Национальной езервной корпорации. pкапитализация – 39,2 млрд руб. финансовые показатели (РСБУ, I квартал 2009 г.): выручка – 19,57 млрд руб., чистая прибыль – 1,64 млрд руб.

«Роялти – это наркотик, от которого надо отказаться», – согласился Савельев и признался, что без пролетных денег «Аэрофлот» был убыточным последние шесть лет. «Мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь не на деньги с воздуха, а на собственные силы», – добавил гендиректор и объявил, что с 2010 г. сумма роялти будет выделена в балансе «Аэрофлота» отдельной строкой.

Сейчас компания ее не раскрывает. Но в заключении ревизионной комиссии (копия есть у «Ведомостей») сказано, что за 2008 г. «Аэрофлот» получил от иностранных компаний, летающих через Сибирь, 11,16 млрд руб. Из них 7,86 млрд руб. – за счет пульных соглашений (по ним «Аэрофлот» и иностранный перевозчик получают от правительств своих стран эксклюзивное право на перевозки по определенному маршруту, а доходы от полетов на этом направлении делят пополам), 3,29 млрд руб. – за разную частоту полетов. Из последней суммы 2,2 млрд руб. «Аэрофлот» направил на поддержку отрасли, указано в документе. Таким образом, у компании осталось еще 8,96 млрд руб. Ее чистая прибыль за 2008 г. по РСБУ составила 5,81 млрд руб.

«Я работаю в компании два месяца и 10 дней, за это время нам удалось снизить заложенные на 2009 г. расходы на $160 млн, примерно на 15%, и это не предел», – похвастался Савельев. Чтобы «Аэрофлот» по производительности труда мог сравниться с западными компаниями, надо сократить 6000 из 15 000 работающих, продолжил он. К примеру: компания летала в Магадан раз в неделю, но содержала местный филиал из 199 человек. Савельев собирается сократить и число собственных замов – с 23 до 15 (новая корпоративная структура будет представлена в начале июля). А работа менеджеров, от гендиректора до руководителя департамента, будет оцениваться по ключевым показателям эффективности: 50% зарплаты управленцы будут получать «при любой погоде», 50% – при достижении результата, рассказал он.

Категоричен Савельев и в отношении «дочек» – «Аэрофлот-норд» и «Аэрофлот-Дон»: если до 15 июля они не представят план оздоровления, будет поднят вопрос о банкротстве. Новый гендиректор намерен закрепить лидерство «Аэрофлота» на внутреннем рынке. По его словам, надо увеличивать не число маршрутов, а загрузку самолетов. Сейчас у «Аэрофлота» этот показатель равен 62%, а у ведущих европейских перевозчиков – 70%. А самолетов у компании достаточно – она заказала 74 лайнера, но сроки поставок из-за кризиса могут быть перенесены, добавил Савельев.

Гендиректор рассчитывает, что нынешний год «Аэрофлот» закончит с прибылью (с учетом роялти или без – не уточнил). Авиаотрасль восстановится от кризиса не раньше чем через три года, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова, едва ли в это время «Аэрофлот» сможет быть прибыльным без пролетных денег. А программа Савельева Сахновой понравилась. Но «Аэрофлот» – большая, неповоротливая структура, в которой что-либо менять крайне сложно, предупредила она, да и чиновники могут не согласиться на массовые увольнения. Председатель совета директоров компании министр транспорта Игорь Левитин на все заявления Савельева только кивал.