Вектор


«Аэрофлот» начал регистрацию пассажиров через интернет на свои рейсы (кроме США и Индии), вылетающие из всех терминалов аэропорта «Шереметьево», говорится в сообщении компании. Online-регистрация на рейс начинается за 24 часа и заканчивается за полтора часа до вылета. Теперь можно регистрироваться не в аэропорту, т. е. без всякой очереди. Но подойти на стойку регистрации все-таки придется, если есть багаж. «Аэрофлот», похоже, всерьез решил попасть в список «лучших». Электронные билеты, регистрация через интернет с возможностью выбрать место в салоне, уведомления об изменении времени рейсов sms-сообщениями... Западные компании уже предлагают целый веер услуг: на сайте авиакомпании пассажир может забронировать автомобиль, гостиницу в месте назначения. Возможности безграничны. Главное, чтобы качество не подвело. Например, у «Аэрофлота», который одним из первых внедрил в России практику электронного билета, регулярные сложности с провайдером. В итоге приходится не только идти в кассу, но и дополнительно платить за это. Так устроена программа, вздыхает кассир.

Дело за качеством

Что такое дно

Предправления «Газпрома» Алексей Миллер решил закончить кризис: дно пройдено, спрос на газ вернулся на уровень 2008 г., во всяком случае в Европе, объявил он. Но есть как минимум один противоречащий этому утверждению факт: инвестпрограмма «Газпрома» все равно режется. Концерн решил отложить запуск гигантского Бованенковского месторождения из-за того, что даже в 2011 г. на этот газ не будет спроса (а прогноз по добыче «Газпрома» на тот год, на основании которого принималось решение, – всего 510 млрд куб. м, на 7% ниже 2008 г.). И это решение в силе, сказал Миллер. А еще в силе прогноз по сокращению инвестиций и на этот год (30%), и на 2010-й, сообщил заместитель Миллера Андрей Круглов. В декабре «Газпром» собирался потратить в 2010 г. почти 1,5 трлн руб. на инвестиции. А Круглов в пятницу сказал, что будет не больше 800 млрд руб. Не очень похоже на конец кризиса.

Страшная цифра

«Газпром» не может жить без секретов. Один из них – цена туркменского газа (который «Газпром» перепродает). В январе «Газпром» торжественно объявил: c Туркменией новое соглашение, «предусматривает использование формулы ценообразования, базирующейся на европейских ценах на газ» (цитата из пресс-релиза); а в меморандуме к еврооблигациям сообщалось, что цена определяется поквартально. Премьер Владимир Путин потом заявил, что «сейчас» (т. е. в январе) цена $340 за 1000 куб. м, вдвое больше прошлогоднего. Но «Газпром» тогда продавал газ Европе по $400. Инвесторы поворчали немного, мол, дорого берем у Туркмении, но вроде успокоились: в ЕС продается дороже, привязка одна – поквартальная, убытка быть не должно. Путаница началась в июне, когда вице-премьер Игорь Сечин вдруг объявил, что цена с Туркменией на самом деле фиксированная, а «Газпром» только сейчас договаривается о формуле. А ведь в ЕС она снижается, в среднем по году будет $280. «Газпром» ничего объяснять не хочет. В пятницу у Алексея Миллера трижды спросили про Туркмению, и каждый раз он уходил от ответа. Последний раз сказал так: сейчас никаких поставок из Туркмении нет (в апреле взорвался газопровод), значит, и цены никакой нет. Какая же это, должно быть, страшная цифра, что Миллер не может ее выговорить. И главное: как доверять всем предыдущим заявлениям компании?.

На связь не жалко

Большинство россиян по-прежнему не считают нужным экономить на сотовой связи – к такому выводу пришло агентство Profi Online Research, опросив в апреле – мае 500 жителей городов-миллионников. Лишь 22% опрошенных признались, что с начала кризиса тратят на телефон меньше. Из них более 1/2 стали реже пользоваться дополнительными платными услугами, ограничивать себя в разговорах пытаются 51% тех, кто экономит, а 36% реже ходят с помощью телефона в интернет. В том же ключе респонденты комментировали возможность смены тарифа на более дешевый: 26% это уже сделали, 30% только планируют, а 44% даже не собираются.

Похожие результаты давали опросы «Комкона» в декабре 2008 г. и январе 2009 г.: тогда экономить на мобильной связи начали около 20% россиян. Выходит, их ряды с тех пор почти не расширились. Похожие данные приводят и операторы: в I квартале абоненты расходовали деньги осторожно, а с апреля снова расслабились. Но это не значит, что расслабиться могут и операторы. Ожидаемая многими экономистами вторая волна кризиса может заставить людей ограничить себя даже в такой базовой потребности, как общение по мобильному. Самая очевидная группа риска – те 30% респондентов, которые думают о смене тарифного плана.