Самолеты не нужны

«Ростехнологиям» и правительству Москвы незачем тратить $5,5 млрд для создания новой авиакомпании на базе нескольких региональных. Для этого достаточно и 5,5 млрд руб., подсчитала ГТК «Россия»
Д. Гришкин

Об этом говорится в концепции развития авиакомпании «Росавиа» на базе активов «Ростехнологий» и мэрии Москвы, недавно разработанной менеджерами ГТК «Россия» (копия есть у «Ведомостей»). Достоверность документа подтвердил представитель ГТК Дмитрий Лобач, от дополнительных комментариев он отказался.

Авторы концепции считают, что объединение семи региональных авиакомпаний (см. рисунок) будет стоить всего 5,5 млрд руб. Между тем еще несколько месяцев назад менеджмент ОАО «Авиакомпания» (учреждено «Ростехнологиями» и Москвой, должно объединить все их авиаактивы) во главе с бывшим гендиректором компании Виталием Ванцевым предлагал потратить на эти цели $5,5 млрд. Главным образом на покупку в течение шести лет 100 новых самолетов. Без этого можно обойтись, считают в ГТК. Ведь у семи компаний и так достаточный флот. Если же понадобятся новые лайнеры, их можно взять в операционный лизинг – это намного дешевле. Наконец, ГТК в своем прогнозе учитывает нынешний 20%-ный спад пассажиропотока. Поэтому ее прогнозы скромнее: «Авиакомпания» уже в 2014 г. рассчитывала перевезти более 20 млн человек, тогда как у ГТК – 15 млн человек в 2015 г.

Впрочем, в концепции ГТК нет места и самой «Авиакомпании». Все активы предполагается объединять на базе питерского перевозчика. До проведения всех формальных процедур – акционирование ФГУПов, разделение аэропортового и перевозочного бизнесов и проч. – ГТК предлагает создать на базе семи перевозчиков «национальный альянс». Это позволит им уже сейчас работать согласованно, поясняется в документе, а в 2012 г. появится холдинговая структура; в ней будет семь самостоятельных юрлиц, в частности акционированная ГТК «Россия» (с переданными ей остальными активами), «Росавиа карго», «Росавиа бизнес», «Росавиа техник» и проч. Объединять авиакомпании на базе нового ОАО неправильно, говорится в концепции: много времени уйдет на получение сертификата эксплуатанта и согласование маршрутов.

Из пяти существующих в авиации бизнес-моделей оптимальная для «Росавиа» – «сетевой перевозчик» по аналогии с Austrian Airlines, считают авторы концепции. До конца 2011 г. ГТК рассчитывает вступить в один из глобальных авиаальянсов. Компании потребуется два хаба – в Санкт-Петербурге и Хабаровске, а также три базовых аэропорта в Москве, Красноярске и Сочи (последний – с прицелом на Олимпиаду-2014), говорится в концепции. Концентрироваться только на «Внуково» неправильно. Московский авиаузел перегружен, а сам «Внуково» неудобен наличием терминала для высоких чиновников и близостью к городу, что может ограничивать развитие аэропорта.

Концепция направлена заместителю гендиректора «Ростехнологий» Игорю Завьялову, говорит менеджер ГТК. Документ еще не рассматривался, добавляет источник в госкорпорации. В ОАО «Авиакомпания» и московском правительстве ничего не знают о концепции ГТК. «Постараемся учесть все интересы», – лишь сказал чиновник из московского правительства.

Концепция ГТК выглядит «разумной и жизнеспособной», считает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но активность компании связана также с нежеланием быть ведомой в процессе создания «Росавиа». «Россия» способна возглавить консолидацию, благо у нее есть для этого все козыри: развивающееся «Пулково» (в развитие аэропорта будет инвестировано свыше $1 млрд), права на выполнение международных полетов и даже административный ресурс, резюмирует эксперт.