Вектор


Volkswagen докрутит

«Volkswagen приглашает всех владельцев полноприводных Tiguan в дилерские центры для проверки надежности крепления карданного вала <...> По результатам эксплуатации этих автомобилей в России было установлено, что с течением времени возможно самоотворачивание болтов крепления...» – такое сообщение под заголовком «Сервисная акция» появилось на сайте марки. Проверка нужна всем 5330 полноприводным Tiguan, собранным за заводе в Калуге, объяснили в пресс-офисе Volkswagen. Дефект обнаружен на одной машине в ходе заводских испытаний, да и на ходу он проявиться не может, а у переднеприводных кроссоверов подобных проблем вовсе нет, успокаивает представитель марки.

Казалось бы, объявив о проблеме с автомобилями российской сборки, Volkswagen сильно себя подставил. Мог бы, мол, потихоньку пригласить людей в сервис – знакомый владелец Tiguan рассказал, что его уже звали. Грамотное решение, возражают эксперты по имиджу: если бы информация о проверке всплыла из других источников, российский проект Volkswagen потонул бы в потоках критики. А взяв инициативу в свои руки, производитель превратил проблему в пиар-акцию, как это принято в Европе и США: мы очень следим за качеством, и даже если ошибаемся, то все исправляем, иногда напоминают автоконцерны. Главное – чтобы такие «сервисные акции» не повторялись часто.

Google под контролем

Минюст США взялся расследовать соглашение, заключенное крупнейшей интернет-компанией мира Google с рядом издателей и авторов и касающееся разделения доходов от продажи электронных книг и рекламы в их текстах. Об этом сообщила The Wall Street Journal. Минюст интересует, соответствует ли это соглашение антимонопольному законодательству. Договор с владельцами литературных прав Google заключила после того, как на нее посыпались упреки за размещение в результатах интернет-поиска текстов, охраняемых законом об интеллектуальной собственности. Избежав конфликта тогда, компания рискует нажить себе проблемы теперь: владея самым популярным поисковиком, она может монополизировать рынок онлайн-литературы, беспокоятся власти США. По сходной причине тот же минюст в 2008 г. забраковал соглашение Google и Yahoo! о совместной продаже интернет-рекламы. Тогда масла в огонь подлила Microsoft, подсчитавшая, что Google контролирует 80% рынка онлайн-рекламы. А нынче указать чиновникам пальцем на Google могла Amazon, торгующая электронными текстами книг и устройством для их чтения Kindle. Во всяком случае, гендиректор Amazon Джефф Безос недавно заявлял: у его компании есть «жесткая точка зрения» на соглашение Google с издателями, которое непременно «нужно пересмотреть».

Нефть в стеклянном ящике

На прошлой неделе Ирак провел тендер по привлечению иностранных компаний на шесть уже работающих нефтяных и два газовых месторождения. Победитель (консорциум BP и китайской CNPC) был выбран только для одного – Румейла. Компаниям пришлось снизить предложение по комиссии, которую они согласны получать с каждого барреля добытой нефти, с $3,99 до $2. Участники торгов по другим месторождениям не согласились с требованиями правительства, которое отказалось платить более $2.

Все отметили беспрецедентную открытость тендера, нехарактерную не только для Ирака, но и для более стабильных стран. В зале, куда были допущены СМИ, представители компаний опускали конверты с заявками в стеклянный ящик, откуда их у всех на виду доставали чиновники во главе с министром нефти Хусейном аш-Шахристани. В пятницу правительство заявило, что перенесет с декабря на более ранний срок второй тендер по 11 неразработанным месторождениям; к ним, возможно, будут добавлены не ушедшие с первого тендера. Зная позиции конкурентов (так, предложения по комиссии превышали $2 в 2–7 раз), компании смогут лучше подготовиться. А чиновники Ирака добиваются главного – снижения госзатрат.

Предупрежден – значит вооружен

В пятницу Нигерия, Алжир и Нигер подписали долгожданное соглашение о строительстве Транссахарского газопровода до Европы: мегастройка на $10 млрд, которая, как рассчитывает ЕС, снизит его зависимость от российского газа. Но прошло буквально несколько часов – и местные военные группировки предупредили: газопровод станет мишенью для атак. А ведь к этой трубе уже проявлял интерес «Газпром». Теперь он получил яркую иллюстрацию того, что в Африке слишком не стабильно, чтобы тратить на нее миллиарды. Держать под прицелом все транспортные пути в Европу – задача, понятная лишь с политической точки зрения. Но только не бизнеса. Тем более сейчас, когда у «Газпрома» нет денег на развитие российских проектов.