«Дочки» подвели


Если бы не роялти, «Аэрофлот» закончил бы 2008 г. с убытком: его прибыль по МСФО без учета «дочек» составила $167 млн (-48% к 2007 г.), говорится в отчете компании. А пролетные платежи – 8,96 млрд руб. (или $280 млн), отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Убыточными были и три основные «дочки» «Аэрофлота»: убыток «Аэрофлот карго» – $105,3 млн, «Аэрофлот Дон» – $32,3 млн, «Аэрофлот норда» – $25 млн.

«Аэрофлот»

Крупнейшая авиакомпания страны. Пассажиропоток – 4,8 млн человек (с учетом «дочек», 1-е полугодие 2009 г.). Акционеры: 51% – у государства, около 30% – у Национальной резервной корпорации. Капитализация – $1,3 млрд (РТС).

В итоге общая прибыль «Аэрофлота» по МСФО упала к прошлогоднему уровню в 8,8 раза (до $37 млн), EBITDA – почти на треть (до $524,6 млн).

Выручка перевозчика росла (+21,2%, $4,6 млрд). Но расходы росли быстрее ($4,3 млрд, +32,4% к 2007 г.). И инвестбанки такого не ожидали: консенсус-прогноз по прибыли был $190,7 млн, EBITDA – $625 млн.

Причина провала – как раз убытки «дочек», резкий рост затрат на авиа-ГСМ (+51,4% до $1,55 млрд руб.), переоценка обязательств по финансовому лизингу самолетов, а также долларовых долгосрочных займов «Терминала», оператора «Шереметьево-3», объяснил финансовый директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов.

Но эксперты критикуют менеджмент компании. Руководство «Аэрофлота» до сих пор не рассматривает бизнес в рамках группы, это мешало развивать «дочки», считает Сахнова. Теперь их неэффективность стала слишком актуальной, вторит аналитик «Метрополя» Надежда Тимохова, уже решено банкротить «Аэрофлот карго», возможно, эта участь настигнет «Аэрофлот Дон» и «Аэрофлот норд».

В 2009 г. выручка «Аэрофлота» снизится на 30%, прогнозируют аналитики, – при 15%-ном спаде пассажиропотока и 20%-ном сокращении тарифов.