«АвтоВАЗ» встал

«АвтоВАЗ» официально заявил об остановке конвейера с 1 по 31 августа. Поставщики опасаются, что это может привести их к банкротству

ОАО «Автоваз»

автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – $ 528 млн (ММВБ). Финансовые результаты (МСФО, 2008 г.): Выручка – 192,1 млрд руб., Чистый убыток – 24,6 млрд руб.

Решение об остановке конвейера было принято «с целью приведения объемов производства в соответствие со спросом на рынке и необходимостью сокращения затрат при условии сохранения рабочих мест», сообщила вчера вечером пресс-служба завода. Каковы складские запасы у самого «АвтоВАЗа» и его дилеров, в пресс-службе не говорят. По информации одного из топ-менеджеров завода, сейчас запасы составляют 85 600 автомобилей, в то время как в докризисные времена они не превышали 50 000 авто.

По мнению аналитика «ВТБ капитала» Елены Сахновой, полная остановка конвейера в августе и последующая работа по сокращенному графику в сентябре 2009 – феврале 2010 г. (20-часовая рабочая неделя) позволят полностью избавиться к началу 2010 г. от запасов при ежемесячном уровне продаж в 30 000 авто. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в июне было продано 28 851 Lada. Но включение всех моделей Lada в список машин, кредитные ставки по которым субсидируются, позволит увеличить продажи на 5%, считает Сахнова.

С ней согласен аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. Прогнозируемые продажи новых машин в этом году – 1,2 млн; при доле рынка «АвтоВАЗа» в 30% и складских запасах на начало 2009 г. в 120 000 авто завод в этом году должен выпустить не более 280 000 машин, посчитал аналитик. На протяжении этого года «АвтоВАЗ» в среднем выпускает 30 000 машин ежемесячно, простой конвейера в течение двух месяцев (завод уже стоял с начала года по 2 февраля) позволит распродать запасы, говорит Пак. Но он сомневается, что завод может сильно сократить издержки.

По сообщению пресс-службы, сотрудникам предприятия во время вынужденного простоя будет выплачиваться 2/3 заработной платы. (В 2008 г. содержание персонала обошлось «АвтоВАЗу» в 26,6 млрд руб.)

Во время простоя завод будет оплачивать поставщикам ранее отгруженные комплектующие, чтобы не привести смежников к банкротству, рассказал «Ведомостям» министр промышленности и энергетики Самарской области Владислав Капустин. По его словам, на данный момент просроченной задолженности перед поставщиками за 2008 г. у завода нет. А векселя, которыми «АвтоВАЗ» рассчитывался с поставщиками за комплектующие с ноября 2008 по апрель 2009 г., погашаются в соответствии с графиком.

«Векселя имеют срок погашения полгода, так что деньги некоторые поставщики получат лишь в конце сентября, а нам также нужно оплачивать долги перед своими субпоставщиками, платить налоги и зарплаты», – говорит один из поставщиков завода, попросивший об анонимности. По его мнению, остановка конвейера приведет к полной остановке производств поставщиков и может закончиться их банкротством. По словам менеджера одного из заводов – поставщиков «АвтоВАЗа», входящего в группу «Сок», долг «АвтоВАЗа» перед группой составляет 494 млн руб., из которых 277 млн руб. – просроченная задолженность.

Сахнова из «ВТБ капитала» считает, что даже при самом оптимистичном сценарии и повышении «АвтоВАЗом» продаж его операционная прибыль не превысит $100 млн. И это однозначно приведет предприятие к убытку, говорит Сахнова. Но размер убытка она не смогла спрогнозировать.