Полетный бонус

До половины дохода гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева может составить годовой бонус. Чтобы получить эти деньги, топ-менеджеру придется в этом году почти вдвое улучшить финансовые показатели компании, не забывая при этом про пунктуальность, безопасность и лидерство

Об изменении системы оплаты труда в «Аэрофлоте» Савельев рассказывал в недавнем интервью «Ведомостям». Раньше сотрудники получали зарплату с массой всевозможных надбавок. Савельев хочет изменить эту систему – платить топ-менеджерам фиксированную зарплату и годовой бонус. Реформу он начал с себя. «Половину годового дохода я получаю как базовую зарплату <...> Оставшиеся 50% – бонус», – говорил Савельев.

Аэрофлот

Пассажиропоток – 4,8 млн человек (с учетом «дочек», 1-е полугодие 2009 г.). Акционеры – государство (51%), Национальная резервная корпорация (около 30%). Капитализация – $1,3 млрд. Выручка – $4,6 млрд (2008 г., МСФО). чистая прибыль – $37 млн.

7 июля совет директоров утвердил новую систему премирования гендиректора. Как сообщили «Ведомостям» источник, близкий к менеджменту «Аэрофлота», и член совета директоров компании, выплата бонуса будет зависеть от шести показателей. В сумме они составляют 100%. Наибольший вес – по 20% – имеют ROIC (возврат на инвестированный капитал), EBITDAR и лидерство среди российских авиакомпаний, по 15% – безопасность и занятость кресел, 10% – пунктуальность (самолет должен прибыть на стоянку не позже 15 минут от расписания). Финансовые показатели 2009 г. по сравнению с 2008 г. должны быть улучшены почти вдвое, уровень пунктуальности – вырасти с 75% до 82%, занятость кресел – с 70,9% до 75%, а безопасность – превысить 99,995%, знает один из членов совета директоров «Аэрофлота».

В этом году Савельеву крайне сложно выполнить план по росту ROIC и EBITDAR, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. В 2008 г. EBITDAR «Аэрофлота» составляла $705 млн, в 2009 г., по прогнозам Сахновой, будет $1,1 млрд (вместе с «роялти»). ROIC в прошлом году был 12%, в текущем ожидается на уровне 20%, отмечает она. Едва ли удастся и увеличить занятость кресел, добавляет Сахнова. По итогам первого полугодия занятость кресел у «Аэрофлота» составила 63,5%, сообщила Росавиация. Что касается пунктуальности, безопасности и лидерства, то тут Савельев может показать хорошие результаты, полагает Сахнова: «Аэрофлот» по этим показателям и сейчас выглядит сильнее остальных российских перевозчиков.

Савельев не называет размер своей зарплаты, отмечая лишь, что при переходе в «Аэрофлот» «материально сильно потерял». Источник в «Аэрофлоте» знает, что доход гендиректора остался на том же уровне, что и при Валерии Окулове. Согласно отчетности «Аэрофлота» за I квартал 2009 г., каждый из 12 членов правления за 2008 г. вместе с премией за 2007 г. (годовой бонус в «Аэрофлоте» платят в августе) получил 3,07 млн руб., т. е. 256 000 руб. в месяц. Доход гендиректора выше – в среднем около 350 000 руб., или 4,2 млн руб. в год, уточняет собеседник «Ведомостей». Если это так, то зарплата Савельева может составлять 175 000 руб. в месяц и еще до 2,1 млн руб. он может получить в качестве бонуса.

Для сравнения: «Сибирь» в 2008 г. платила члену правления в среднем 1,39 млн руб. в месяц, «Ютэйр» – 1,1 млн руб., «Трансаэро» – 565 000 руб. Скромно выглядят доходы менеджеров «Аэрофлота» и на фоне других госкомпаний: члены правления РЖД за 2008 г. в среднем получали около 2,3 млн руб. в месяц, «Газпрома» – 9,3 млн руб. в месяц, правда, с учетом доходов от участия в советах директоров «дочек».