С небес на землю

От задержек авиарейсов страдают не только пассажиры, но и авиакомпании. Нерадивым перевозчикам Росавиация урезает чартерную программу. За первое полугодие чиновники сократили каждый пятый рейс
Росавиация перешла от слов к делу: авиакомпании, задерживающие рейсы, вынуждены держать свои самолеты на земле/ С.Портер

Росавиация стала собирать статистику задержек авиарейсов в прошлом году. Тогда же чиновники пообещали ограничивать полеты перевозчикам, не соблюдающим расписание.

Раз в месяц комиссия Росавиации анализирует информацию по задержкам рейсов и решает, каким компаниям выдать доступ к тому или иному международному маршруту, каким – ограничить (полеты по конкретному направлению или их частоту), а каким и вовсе аннулировать, отмечает Извольский. Так, согласно решениям комиссии за январь – июль (размещены на сайте Росавиации) «Аэрофлот норду» отказано в выполнении чартерных рейсов из Санкт-Петербурга в Анталью и Бодрум, «Якутии» – из Краснодара в Римини, Sky Express – из Москвы в Салоники. Ряду компаний разрешено летать с временными ограничениями. Например, «Оренавиа» получила допуск более чем к 100 маршрутам только на апрель, Sky Express – на восемь направлений (Корфу, Бургас, Варна, Ларнака, Стамбул, Ираклион, Пардубица, Пула) до июля, «Вим авиа» – из Москвы в Будапешт до 20 августа. Лимит по срокам – это своего рода короткий поводок для авиакомпаний, объясняет Извольский. Многие перевозчики стараются максимально загрузить самолеты. А из-за отсутствия резервных бортов возникают многочасовые опоздания рейсов, резюмирует он.

Тянуть с исполнением этой угрозы они не стали. За январь – июнь этого года Росавиация сократила 15–20% чартерных рейсов, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства Сергей Извольский. Статистика по задержкам ведется ежедневно, продолжает он: перевозчики получают предупреждение от регулятора телеграммой или по телефону. Росавиация, в свою очередь, пытается выяснить причины произошедшего, случаются ведь и форс-мажорные обстоятельства, говорит Извольский.

Кары подействовали: если, по данным Росавиации, в 2008 г. самый злостный нарушитель – «Якутия» задержала 40% рейсов, то в первом полугодии у лидера – Sky Express оказалось лишь 13% задержек (подробнее статистику см. на www.vedomosti.ru).

Неисправность судна – одна из главных причин задержек, признает гендиректор Sky Express Марина Букалова. С ней согласен и гендиректор Red Wings Константин Тетерин, у которого недавно вышли из строя два Ту-204 из восьми эксплуатируемых. Но и подготовка запасного лайнера занимает не менее двух часов, отмечает Букалова. Она не согласна со статистикой задержек по Sky Express: «По нашим данным, они не превышают и 8%». А количество чартерных рейсов только растет – с 72 в мае до 160 в августе, добавляет она. Правда, на сайте Sky Express указано только четыре чартерных направления – Ираклион, Родос, Керкира, Ибица. Это те маршруты, на которые осуществляется открытая продажа билетов, парирует Букалова, а большинство направлений продается в турпакетах.

Логика авиакомпаний понятна: именно в период отпусков они и зарабатывают деньги, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, поэтому на чартер подается максимум заявок. Сейчас перевозчики тем более стараются – снижается и пассажирский (на 18% в январе – июне), и туристический поток, а конкуренция возрастает.