Деньги из воздуха

Авиакомпании погашают просроченные кредиты и снижают долговую нагрузку, рассказывают авиаторы и банкиры

Например, «Аэрофлот-Дон» полностью выплатил долг Альфа-банку, больше половины просроченного кредита в 300 млн руб. погасила «ВИМ авиа», рассказывает директор банка по взысканию корпоративной просроченной задолженности Заали Цанава. А «ГТК Россия» и «Трансаэро» реструктурировали долг, говорит он. Просроченный долг первой был 400 млн руб., из которых компания уже вернула 200 млн руб., такую же сумму погасит до конца августа, уточняет Цанава. Представитель ГТК подтвердил эту информацию, подчеркнув, что у компании больше нет просроченных долгов: у ГТК единственный кредит в ВТБ на 2,5 млрд руб. под поручительство «Ростехнологий».

Авиаперевозчики – одни из самых злостных неплательщиков в стране, гласит статистика Центробанка за январь – июнь: просроченная задолженность авиаторов по кредитам в это время составила 7,2% при среднем показателе 4,5%. Но теперь перевозчики начали расплачиваться, выяснили «Ведомости».

Условия реструктуризации и сумму долга «Трансаэро» Цанава не называет. Речь идет примерно о $15 млн, которые «Трансаэро» выплачивает по частям, знает один из кредиторов компании. Кредитный портфель «Трансаэро», по данным ее отчетности за I квартал, превышает 13 млрд руб. Представитель компании сказал лишь, что у нее нет просроченных долгов. Представитель «ВИМ авиа» от комментариев отказался.

Неудивительно, что авиаторы начали платить именно летом, отмечает гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов: зима – весна считается самым тяжелым временем для перевозчиков, зато сейчас, в сезон отпусков, у них есть возможность заработать и сократить долговую нагрузку.

Опрошенные «Ведомостями» авиакомпании рассчитывают летом уменьшить сумму долгов. У «Аэрофлота» нет просроченного долга, но кредитный портфель сокращен – со $115 млн в январе до $80 млн, говорит финансовый директор компании Михаил Полубояринов. Сейчас долг «Сибири» не превышает 9 млрд руб., а еще в феврале этот показатель приближался к 12 млрд руб., отмечает представитель компании. «Сибирь» не допустила просрочек по кредитам, но не смогла в срок расплатиться по облигационному займу на 2,3 млрд руб., который уже реструктурировала.

С плохими долгами активно борются как банки, так и авиакомпании, констатирует владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев (владеет 30% акций «Аэрофлота», Red Wings и Blue Wings). Все это последствия не только кризиса, но и печальной истории с перевозчиками «Эйрюнион», которые набирали кредитов, будучи уже неплатежеспособными, добавляет он.

Представитель ВТБ от комментариев отказался. Сбербанк не ответил на запрос «Ведомостей».