Без наркотика

«Аэрофлот» теряет дополнительный источник доходов: «роялти» от иностранных авиакомпаний в 2009 г. сократится вдвое до $149 млн, из них компания сможет потратить лишь $84 млн
М.Стулов

В 2009 г. «Аэрофлот» ожидает получить от иностранных авиакомпаний $149,9 млн компенсации (или 4,89 млрд руб. по прогнозному курсу), говорится в соглашении между «Аэрофлотом» и Росавиацией о распределении этих средств (копия есть у «Ведомостей», см. www.vedomosti.ru). Существование документа «Ведомостям» подтвердили сотрудник Росавиации и источник, близкий к «Аэрофлоту».

«Аэрофлот»

крупнейшая авиакомпания страны. пассажиропоток – 4,77 млн человек (с учетом «дочек», 1-е полугодие 2009 г.). Акционеры: 51% – у государства, около 30% – у Национальной резервной корпорации. капитализация – $1,3 млрд. финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – $4,6 млрд, чистая прибыль – $37 млн.

По документам 70-х гг. иностранные и российские авиакомпании должны выполнять равное количество рейсов по транссибирскому маршруту и договариваться о разделе выручки от них. Если иностранцы получают больше дохода или летают чаще, они платят «роялти».

В соглашении, подписанном в начале марта 2009 г. прежним гендиректором «Аэрофлота» Валерием Окуловым и руководителем Росавиации Геннадием Курзенковым, указан помесячный график платежей – с января по декабрь. После уплаты 20%-ного налога на прибыль получается $119,9 млн, из которых треть – $35,97 млн – должна поступить в Росавиацию как «безвозмездная помощь» «Аэрофлота», указано в документе: размер этой помощи утвержден советом директоров авиакомпании. Выходит, что перевозчику останется лишь $83,9 млн (или 2,73 млрд руб. исходя из прогнозного курса доллара на 2009 г.).

За прошлый год «Аэрофлот» получил от иностранных компаний в 2,3 раза больше – 11,16 млрд руб., из них 2,2 млрд руб. ушло на поддержку отрасли, говорится в заключении ревизионной комиссии, а у компании осталось еще 8,96 млрд руб. (до уплаты налога на прибыль или после – не ясно).

Почему снизится «роялти», в соглашении не говорится. Представители «Аэрофлота» и Росавиации отказались от комментариев. Причина в том, что у всех авиакомпаний мира сократился пассажиропоток и число рейсов, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. По ее расчетам, с учетом «роялти» группа «Аэрофлот» закончит 2009 г. с чистой прибылью в $77 млн при 8%-ном спаде пассажиропотока. Чуть меньше – $73 млн прогнозирует аналитик «Метрополя» Надежда Тимохова. Без пролетных денег прибыли в 2009 г. не будет, согласен частный акционер «Аэрофлота» Александр Лебедев: ведь компания раздает деньги «налево и направо» – на поддержку ЦСКА, аренду офиса в центре Москвы, участие в Олимпиаде.

«Роялти» – это наркотик, от которого надо отказаться», – первое, что заявил новый гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и признался, что без пролетных денег «Аэрофлот» был убыточным последние шесть лет. С 2010 г. сумма «роялти» будет выделена в балансе «Аэрофлота» отдельной строкой, пообещал он.