Вектор


Отчитываясь за первые три месяца и стараясь скрасить негативный эффект кризиса, все операторы сотовой «большой тройки» обещали: II квартал будет лучше. Выполнили ли обещания «Вымпелком» и «Мегафон», судить рано: они еще не отчитались. А результаты МТС действительно оказались сильными: выручка выросла (а не осталась на прежнем уровне, как, например, у «Ростелекома»), убыток предшествующего квартала сменился прибылью, прибавилось наличности. Тем не менее замедление темпов роста даже по сравнению с I кварталом – повод поумерить оптимизм и вспомнить: кризис еще не завершился.

Причина проста: как раз в это время были крупные увеличения капиталов санируемых банков, отметил Сухов. Больше всех капитализировался Связь-банк (70 млрд руб., акции купил ВЭБ). Допэмиссию на 10 млрд руб. в пользу АСВ, Номос-банка и корпорации «Открытие» разместил банк ВЕФК. Второй по размеру взнос в уставный капитал во II квартале (45 млрд руб.) получил Россельхозбанк, напомнил Сухов.

Рано радоваться

Доходы сотовых компаний растут все медленнее. МТС, отчитавшаяся вчера за II квартал, сообщила о росте российской выручки по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6,9% (в рублях). Даже в I квартале 2009 г., когда сотовые операторы впервые остро ощутили кризис, рост к аналогичному периоду предыдущего года был больше (+7,5%). А в IV квартале 2008 г. он составлял целых 18,9%. Средний счет абонента МТС в России во II квартале снизился чуть больше, чем в первом (на 5,9% и на 4,5% к аналогичному периоду 2008 г. соответственно), а средняя продолжительность разговора выросла чуть меньше (+6,2% и +4,3% соответственно).

С государством не потягаться

Впервые с 2004 г. доля нерезидентов в российском банковском секторе снизилась. За II квартал доля иностранцев в уставном капитале банков сократилась на 3,6 процентного пункта – с 31,2% на 1 апреля до 27,6% на 1 июля, цитирует «РИА Новости» директора департамента лицензирования кредитных организаций Центробанка Михаила Сухова. Без учета офшоров, контролируемых россиянами, падение еще больше – с 28,8% до 24%.

До недавнего времени иностранные банки наращивали капитал своих российских «дочек» активнее, чем наши акционеры. Они и сейчас вкладывают средства в уставные капиталы банков, но меньшими темпами, сказал представитель ЦБ. Угнаться за государством сложно, но есть и другой фактор: некоторые нерезиденты перестали верить в долгосрочные перспективы российского рынка. Societe Generale, например, в отчетности за II квартал написала, что контролируемые ею в России банки существенно испортили отчетность всей группы и она намерена приостановить развитие российского бизнеса.

Не заполняются

Заполняемость гостиниц в Москве за год снизилась почти в полтора раза – с 60% в июле 2008 г. до 43% в июле нынешнего, говорится в отчете «Миэль». Основной причиной аналитики компании называют влияние кризиса: снизилось число командировок в Москву. Впрочем, несколько отельеров и гостиничных девелоперов еще в конце 2007 – начале 2008 г. (т. е. более чем за полгода до кризиса в России) жаловались «Ведомостям», что число не бизнес-туристов в столице сокращается из-за отсутствия дешевых отелей. По данным «Миэль», за январь – июнь номера подешевели в среднем лишь на 14%, причем наибольший дисконт был замечен в четырех- и пятизвездочных отелях, т. е. в самых дорогих сегментах. Сейчас средняя стоимость стандартного номера в трехзвездочной гостинице составляет 2855 руб. (около $90), а высшей категории – 8033 руб. ($250), говорится в отчете. Казалось бы, цены вполне европейские. Столько же стоят номера, к примеру, в Париже. Только Москва на спонтанно выбранные даты (к примеру, с 9 по 10 сентября) на сайте booking.com предлагает для заселения 54 отеля, а Париж – 962, Рим – 694, Берлин – 690. Так что дешевых номеров на всех явно не хватит.

Приключение «Боинга» в России

Американская лизинговая компания ILFC потратила в общей сложности около полугода, чтобы вернуть самолет Boeing-757, переданный ранее в лизинг «Красэйр». Об этом сообщил «Интерфакс» со ссылкой на отчет ILFC. В конце 2008 г. российская таможня арестовала самолет на основании якобы имевшихся нарушений со стороны «Красэйр» в части уплаты таможенных платежей при ввозе лайнера. В апреле таможня направила иск в суд, требуя конфисковать самолет. ILFC подключилась к делу, «чтобы защитить свое право собственности на самолет». Суд постановил, что арест самолета был неправомерен, и запретил конфисковывать воздушное судно. «Таможня вернула нам самолет, он проходит техобслуживание в Москве. Сейчас мы обсуждаем с властями вопросы, связанные с таможенным оформлением этого самолета», – рассказывают американцы. Они уже заключили договор лизинга с другой российской авиакомпанией. И не боятся. С другой стороны, чего им бояться? Все круги бюрократического ада в России они уже прошли.