Скоро попросят еще

«АвтоВАЗ» отчитался, куда потратил 25 млрд руб., полученных от государства. Но, видимо, попросит еще: справиться с убытками пока не удалось
Д. Гришкин

ОАО « АвтоВАЗ»

автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – $495 млн (ММВБ). Финансовые результаты (МСФО, 2008 г.): Выручка – 192,1 млрд руб., Чистый убыток – 24,6 млрд руб.

АвтоВАЗ» потратил 24,32 млрд руб. из 25 млрд руб., выделенных ему правительством в качестве беспроцентного годового займа через «Ростехнологии», сообщила вчера пресс-служба автохолдинга.

Самая большая сумма – 14,02 млрд руб. пошла на погашение задолженностей перед поставщиками. Еще 8,04 млрд руб. направлены на погашение бридж-кредитов Сбербанка и ВТБ. В апреле автохолдинг занимал эти деньги на то, чтобы погасить долги перед поставщиками (6,17 млрд руб.), по зарплате (1,63 млрд руб.), по налогам в бюджеты (200 млн руб.) и проценты по банковским кредитам (40 млн руб.). Из госзайма на зарплату работникам автозавода пошло еще 1,87 млрд руб., а на налоговые платежи – 390 млн руб. Оставшиеся 680 млн руб. будут потрачены «по принятым направлениям», говорится в пресс-релизе «АвтоВАЗа». В пресс-службе завода отказались назвать эти направления, отметив, что они согласованы с «Ростехнологиями». Представитель корпорации также отказался комментировать расходы «АвтоВАЗа».

Насколько сократился общий долг автозавода, на предприятии не говорят, отмечая, что объем просроченной кредиторской задолженности по заводу сокращен в четыре раза (на конец I квартала по РСБУ составлял 10,91 млрд руб.).

Аналитик «Уралсиба» Ирина Иртегова напоминает, что в июле завод заявлял, что его общий долг – 53 млрд руб. (на конец I квартала – 76,337 млрд руб.).

По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Михаила Пака, заявленный заводом уровень продаж в 30 000 автомобилей в месяц и необходимые для выполнения инвестпрограммы 80 млрд руб. не позволят полностью расплатиться с «Ростехнологиями» в течение года. «АвтоВАЗ» реструктурировал краткосрочный долг, взяв на себя долгосрочные обязательства, поясняет аналитик. Иртегова считает, что завод не только не рассчитается по госзайму, но и увеличит краткосрочные обязательства до 50–60 млрд руб. уже к концу года. Даже распродав 75% складских запасов (на начало августа – 85 000 авто) при средней цене автомобиля в 237 000 руб., завод получит всего 1,8 млрд руб. валовой прибыли при выручке 15,4 млрд руб., подсчитал Пак. По его оценке, ежемесячно для обеспечения нормальной работы завода ему надо как минимум 7–8 млрд руб. валового капитала. А чтобы выйти на безубыточность, «АвтоВАЗу» надо продавать в месяц на 30% больше машин (45 000) и сократить административные затраты на 28%, говорит Пак. Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов считает, что заводу надо менять поставщиков и сокращать персонал. В этом году 100 000 работников завода выпустят 300 000 машин, а в европейских автоконцернах недопустимо низкой выработкой считается 20 автомобилей на одного работающего, говорит Беспалов. Власти боятся социального взрыва и сокращать персонал не станут, считает Иртегова.

Скорее всего «АвтоВАЗ» опять попросит помощи у государства, считают все опрошенные аналитики. Государство либо оплатит общественные работы для сотрудников автозавода, либо выдаст ему новый беспроцентный заем, либо банковский кредит под госгарантии, считает Беспалов. Завод не вышел на операционную безубыточность по итогам первого полугодия (по итогам января – марта рентабельность – минус 8%), поэтому вновь будет просить помощи, сказал также источник, близкий к руководству «АвтоВАЗа».