Вектор


Расчетливая «Русгидро»

В России немало примеров, когда компании не могли полностью разместить допэмиссию акций, потому что не было спроса. А вчера вышло все наоборот: спрос был, но сама компания решила, что продешевила, и потому отклонила 73% заявок. Речь о «Русгидро»: она размещала допэмиссию под инвестпрограмму на 16 млрд руб., сторонним инвесторам предложили бумаги на 7,5 млрд руб. Когда определялась цена размещения, котировки были ниже номинала – 1 руб., и именно по такой цене продавались новые акции. А теперь все изменилось: цена акций на ММВБ – 1,374 руб. В итоге спрос был почти вдвое выше предложения (на 13 млрд руб.), сообщила «Русгидро». Но заявки она удовлетворила лишь на 3,5 млрд руб. – от крупных инвестбанков и фондов, которые «верили» в компанию еще до ее создания и вкладывались в акции гидроэлектростанций. Бумаги получат также сотрудники и пенсионеры «Русгидро». Остальное (на 4 млрд руб.) «Русгидро» продала собственной «дочке» – «Гидроинвесту»: при подъеме рынка «дочка» заработает «в интересах акционеров». Решение вполне логично: уже вчера «Русгидро» могла заработать на казначейских бумагах почти 1,5 млрд руб. А если подождать, то выгода может быть и еще больше.

Тайное и явное

Неделю назад Национальная контейнерная компания (НКК) сообщила, что приостанавливает строительство Усть-Лужского контейнерного терминала. Причина в том, что группа Fesco Сергея Генералова (ей принадлежит 50% акций НКК, сколько же – британскому нефтетрейдеру First Quantum) отказалась финансировать проект. В ответ Fesco заявила, что в терминал уже вложено $160 млн. Но «реализация данного проекта в соответствии с ранее намеченным графиком лишена экономической целесообразности». Теперь высказалась и First Quantum, и не в пользу партнера: «Мы вынуждены заявить, что решения о приостановке ряда проектов принимались Fesco исходя из приоритетов обслуживания долговых обязательств группы». Иностранцы даже предложили Fesco выйти из акционеров терминала. Похоже, непонимание между First Quantum и Fesco появилось давно. А возникшая проблема с финансированием терминала, в общем-то не исключительная в ситуации кризиса, стала последней каплей.

Проверили реакцию

Китай раздумал требовать от всех поставщиков компьютеров установки софта, блокирующего доступ к определенным интернет-сайтам. Установка такой программы – сугубо добровольное дело, заявил министр промышленности и информтехнологий Китая Ли Ичжон (цитата по The Wall Street Journal), в обязательном порядке программу установят только на компьютеры в школах, интернет-кафе и других публичных местах.

Пару месяцев назад впечатление складывалось совсем иное: тогда минпром Китая уведомил всех импортеров компьютеров, что с 1 июля их продукция должна быть оснащена китайской разработкой, закрывающей доступ к сайтам из черного списка. Речь шла в первую очередь о порносайтах, но понятно, что ничто не мешает одновременно заблокировать и еще несколько сотен или даже тысяч веб-страниц, по тем или иным причинам считающихся неблагонадежными. Производители компьютеров пообещали исполнить требование, но наверняка сделали все, чтобы добиться его смягчения. Они выиграли – вот только надолго ли? Китай экспортирует гораздо больше электроники, чем ввозит. И, возможно, недалек тот день, когда подавляющее большинство используемых в стране компьютеров будет местной сборки. А заставить местных производителей подчиниться, конечно, намного проще, чем зарубежных.

«Юнимилк» против пленки

Производители молока жалуются: из-за критически низких закупочных цен 90% хозяйств отрасли оказались на грани разорения, ведь при пороге безубыточности в 11 руб. за литр продукт приходится продавать в среднем по 8,5 руб. А вот крупному производителю молочных продуктов «Юнимилка» ситуация с необычайно дешевым молоком позволит усилить позиции в регионах. Вчера компания объявила о запуске линии бюджетных молочных продуктов под новой маркой «Для всей семьи» в упаковке «эколин» – этот пластик, держащий форму, в отрасли ласково называют «кувшинчики». Молоко этой марки будет стоить 22 руб. – не намного дороже, чем самая дешевая продукция местных предприятий, расфасованная в пленку (такое молоко продается по 17–20 руб.). До кризиса «Юнимилк», как и его основные конкуренты, играл в среднем и верхнем ценовых сегментах, отдавая предпочтение производству технически сложных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Но в стране кризис, потребление смещается в сторону недорогих продуктов, и «Юнимилк» не может оставить этот факт без внимания. Сейчас компания будет рада привлечь покупателей, ранее покупавших молоко в бесформенных пакетах. «Юнимилк» славится способностью быстро разбираться в том, куда на рынке ветер дует, говорят эксперты, так выпуск дешевых молочных брендов вполне может стать новой тенденцией для отрасли.