На одном колесе

«Ростехнологии» уже на этой неделе могут объявить о создании единой автомобилестроительной корпорации, которая объединит «АвтоВАЗ» и «Камаз»
С.Портер

О создании нового холдинга собирается объявить Сергей Чемезов, гендиректор госкорпорации «Ростехнологии», которой принадлежат 25% акций «АвтоВАЗа» и 37,8% акций «Камаза». Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники в руководстве «АвтоВАЗа» и одном из его акционеров.

В новый холдинг будут внесены все принадлежащие «Ростехнологиям» автомобилестроительные активы, включая 30% акций в контролируемом группой ГАЗ ярославском «Автодизеле». Топ-менеджер «Ростехнологий» и представитель «Камаза» лишь подтвердили «Ведомостям», что такие планы рассматриваются. Представители «АвтоВАЗа» и «Ростехнологий» от комментариев отказались.

«Ростехнологии» не первый месяц вынашивают планы по созданию специализированного автохолдинга. Госкорпорация уже учредила компанию «Автоинвест-холдинг», которая «станет основой для реализации масштабных инвестиционных проектов, направленных в том числе на консолидацию активов корпорации в автомобилестроительной отрасли и для привлечения стратегических инвесторов из числа ведущих производителей автомобилей и автокомпонентов», раскрыли информацию «Ростехнологии» в отчете за 2008 г. По данным СПАРК, эта компания была зарегистрирована в декабре 2008 г. А в мае этого года Чемезов рассказывал «Ведомостям», что корпорация формирует несколько холдингов по управлению активами, в том числе и автомобилестроительными. «Руководители холдингов будут отвечать за организацию производства, согласовывать с нами все финансовые вопросы, в том числе связанные с привлечением кредитов», – говорил он.

Как будет устроен автомобилестроительный холдинг, должно быть решено во второй половине сентября, после заседания правительства по поводу ситуации в российском автопроме, рассказал сотрудник компании – партнера «АвтоВАЗа». По одному из вариантов холдингу должны перейти широкие полномочия по управлению входящими в него предприятиями, включая маркетинг и сбыт, при этом автозаводы превратятся лишь в производственные площадки, говорит собеседник «Ведомостей».

По одной из версий, создание холдинга должно помочь решить кадровые вопросы, усилив менеджмент «АвтоВАЗа», рассказывает сотрудник одного из партнеров завода «Ведомостям». Предприятие может не выйти на нулевую рентабельность по итогам второго полугодия, признавался «Ведомостям» вице-президент «АвтоВАЗа» Олег Лобанов, и возможно, что ему вновь потребуется госпомощь (см. врез). Впрочем, чиновник Минэкономразвития отметил, что «АвтоВАЗ» смог добиться впечатляющих результатов в сокращении расходов. Представитель «АвтоВАЗа» не стал это комментировать.

Один из кандидатов на пост руководителя новой структуры – гендиректор «Камаза» Сергей Когогин, говорили «Ведомостям» сотрудники предприятия. «Я не собираюсь уходить с «Камаза», – сказал на это Когогин, переадресовав все дальнейшие вопросы к «Ростехнологиям». На том, что Когогин останется руководителем «Камаза» не менее пяти лет, настояла Daimler, которая в декабре прошлого года купила 10% акций производителя грузовиков.

В создании автомобильного холдинга смысла немного: «Ростехнологиям» и менеджменту «АвтоВАЗа» нужно более оперативно принимать решения, а создание еще одной управленческой структуры скорее затормозит процессы управления, считает аналитик «Метрополя» Михаил Пак. Никакой синергии же такое объединение не несет, уверен он: это совершенно разные предприятия. К тому же неясно, как именно будет участвовать в управлении новая компания и какое место в процессе принятия решений достанется другим акционерам – в первую очередь Renault и Daimler. Планы по созданию автохолдинга были отправлены на согласование Renault (контролирует 25% «АвтоВАЗа») и Daimler (принадлежит 10% «Камаза»), отметил источник Reuters в одной из компаний – акционеров «АвтоВАЗа». Вопросы «Ведомостей» представитель Daimler оставил без ответа, представитель Renault от комментариев отказался. А их коллега из группы ГАЗ об идее создания холдинга с участием «Автодизеля» не слышал.