Пассажиров все больше

Российские авиакомпании в июле перевезли на 13,5% больше пассажиров, чем месяцем ранее. Если не будет второй волны кризиса, перевозчики могут по итогам года выйти в ноль

В июле все российские авиакомпании перевезли 5,25 млн человек, сообщила Росавиация. Это на 13,5% больше, чем в июне, но на 10,8% меньше, чем годом ранее.

Наиболее успешными в топ-15 авиакомпаний, на которые приходится более 70% всех перевезенных пассажиров, в июле стали «ВИМ-авиа» (+28,1% к июню), ГТК «Россия» и «Аэрофлот» (+17,6% и +17,5% соответственно). А вот «дочка» «Аэрофлота» – «Аэрофлот-Дон» и дискаунтер RedWings попали в число аутсайдеров: они перевезли соответственно на 1,4% и 23,6% пассажиров меньше.

Снижение в июле объясняется рекордными показателями июня, когда было перевезено 103 600 человек, объясняет гендиректор RedWings Константин Тетерин. «Корректнее сравнивать не месяц к месяцу, а год к году: видно, что у нас несколько месяцев рост около 35%», – добавил он.

Однако далеко не у всех компаний ситуация столь благополучна. Из 10 крупнейших авиакомпаний лишь пять показали плюс: «Оренбургские авиалинии» (+57,1%), «Владивосток авиа» (+32,9%), UTair (+2,7%), «Уральские авиалинии» (+1,3%) и «Трансаэро» (+1,2%). Лидер рейтинга – «Аэрофлот» перевез в июле 2009 г. на 3% меньше, чем годом ранее, «Сибирь» даже вместе с «Глобусом» (принадлежит частным акционерам «Сибири») снизила объем перевозок на 9,6%, ГТК «Россия» – на 16,1%. Очень хорошие результаты, доволен представитель «Трансаэро». Ведь даже по сравнению с июлем прошлого года, который стал самым успешным месяцем за всю историю компании, удалось показать рост.

Из топ-15 выбыла калининградская «КД авиа». Вчера же она объявила, что с 1 сентября перестала продавать билеты на все рейсы «в связи с высокой задолженностью» (9,7 млрд руб. на конец I квартала). Росавиация уже создала оперативный штаб, который будет контролировать ситуацию, и разработала план вывоза пассажиров другими авиаперевозчиками.

Это последний подобный случай в этом году, во всяком случае в топ-10 российских авиакомпаний, считает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Все крупные компании решили проблемы с долгами. Если не будет второй волны кризиса, то в 2009 г. российский авиарынок останется примерно на уровне прошлого года, а отрасль в целом сработает в ноль. В противном случае можно ожидать падения на 15–20%, прогнозирует он.