Цифра недели 280 млрд руб.


Министр финансов Алексей Кудрин, пожалуй, единственный представитель российского правительства, чья пара фраз способна моментально опустить евро на мировом валютном рынке или спровоцировать народную атаку на обменные пункты в братской республике. Год назад, когда правительство еще вовсю строило из страны мировой финансовый центр, Кудрин объявил об окончании «семи тучных лет» и приближении «семи тощих». И вот Кудрин называет цифру доходов бюджета за январь – август, из которой следует, что они в августе рухнули почти вдвое в сравнении с июлем.

Где паника на рынке? Почему никто не бежит скупать валюту? Алармические передовицы в центральных газетах и пестрящий пометками «молния» поток комментариев аналитиков?

Непостижимым образом выпавшие из августовских доходов 280 млрд руб. быстро нашлись. Цифру уточнил тоже Кудрин. За те несколько дней, что прошли между ошибочной и уточненной цифрой, «пропажи» почти никто не заметил. Ни большинство СМИ. Ни аналитики. Ни сотрудники Минфина, ни его бдительные оппоненты. Почему?

Выплаченных российскими компаниями $174 млрд внешнего долга – об этом сообщал в апреле премьер Путин – до сих пор никто так и не нашел. Но ведь пытались понять, откуда взялась эта нереальная сумма. Может быть, цифра о доходах бюджета была проигнорирована потому, что сразу казалась заведомо ошибочной? Если сопоставить ее с отчислениями в бюджет ФТС, которые совпадают с ней на 97%, останется две версии краха доходов бюджета в августе: Кудрин ошибся либо ФНС прекратила свое существование.

А может быть, этой цифры просто не заметили? Из трех десятков сообщений агентств с брифинга Кудрина упоминание о доходах бюджета за январь – август встречается лишь однажды, зато об отсутствии ограничений на праворульные машины – шесть раз.

С одной стороны, полнейшая тишина – это хорошо: вероятно, экономические агенты достаточно точно представляют себе истинное положение в экономике и пока не ждут беды. С другой стороны, то, что ошибку не заметили либо предпочли проигнорировать, а не разобраться, в чем дело, – тревожный сигнал. Как говорит один мой дотошный коллега, «вот так мы и начало Великой Отечественной проспали».