Молодые, да поздние

Фестиваль Михаила Плетнева открылся Пятой и Шестой симфониями Чайковского, продолжился оперой Моцарта «Волшебная флейта»
С.Николаев

Моцарт и Чайковский, два гения, ставшие рядом в первые дни Большого фестиваля Российского национального оркестра на Новой сцене Большого театра, похожи друг на друга разве что тем, что покинули мир во цвете лет по загадочным причинам, дотошно установить которые человечество не в силах и по сей день. Однако, как бы мало оба ни прожили, обоим удалось создать «поздний стиль», а его черты совпадают у совсем разных художников. Чем ближе к черте, тем больше в их искусстве теплоты и полноты жизни. Вот Шестая симфония Чайковского, например, – здесь и рыдания, и со «Святыми упокой», но здесь же и прелестный вальсик на пять четвертей, и броский марш-скерцо. Обе части весьма смахивают на писавшийся в те же годы балет «Щелкунчик», и никогда этого не было слышно так явно, как только что, в по-балетному грациозном исполнении Михаила Плетнева.

Плетневу поздние вещи композиторов, очевидно, близки. Он и сам с годами становится все теплее, проще, человечнее. В этом есть и минус – раньше его выхолощенные, холодные интерпретации наводили сладкий ужас. Теперь Михаил Васильевич более ручной, он такой же, как мы, ему тоже хочется улыбнуться вместе с нами и героями «Волшебной флейты» Моцарта, сыгранной и спетой как чисто музыкальное произведение, без разговорных диалогов. Состав приглашенных певцов (британцев да немцев) был подобран удачно, наши тоже не подкачали, а уж Российский национальный оркестр играл с дивной стройностью и со вкусом.