Нам нано не нуно

Выходящий сегодня Gamer Марка Невелдайна и Брайана Тейлора не стал суперхитом в США, где стартовал в прошлые выходные, но явно обретет фанатов в среде киноманов мужского пола
OUTNOW.CH

Геймер» – классический образец киберпанка. Заметим даже, уважив мнение педантов, специализирующихся на новых жанровых структурах, что такой его недавней разновидности, как нанопанк.

Панки кибер и (его младший брат) нано – законные сыновья научной фантастики и незаконные – жанра нуар. Действие в киберпанке всегда происходит в недалеком будущем, где торжествуют высокие технологии, но цивилизация слегка накренилась (уж точно – морально), человек окончательно пленен виртуальной реальностью, а миром заправляют не политики, а транскорпорации, стремящиеся к тоталитарной власти.

В «Геймере» – все то же самое с важным уточнением: создатели фильма придумали новаторский сюжетный ход. Если ошибаюсь, поправьте.

Бывало много фильмов, в которых мозг напрямую соединяли с компьютером и человек в своем обличье оказывался пленником виртуальной среды, откуда нет возврата. Бывали фильмы о том, что действительность под влиянием вируса становилась такой иной, что почти виртуальной, и герой сражался за то, чтобы вернуть ей и людям привычный облик. Но, кажется, еще не было фильмов, в которых человек из-за наноклеток, внедренных в мозг, становился управляемым персонажем игры. Одновременно виртуальной и реальной. Не было фильмов про жестокие игры с участием живых людей, стреляющих реальными пулями и убивающих по-настоящему, которыми при этом руководят как компьютерными фиговинками. Герой «Геймера», которого играет модный после «300 спартанцев» Джерард Батлер, зек-смертник, участник модного во всем мире – от Америки до Индии и Ирака – реалити-шоу с сотнями реальных трупов. Ему надо выжить в 30 сражениях – тогда ему даруют свободу. Но он удачливее других, потому что им верховодит способный (засекреченный организаторами шоу) 17-летний мальчик. Мальчики рубежа 2000-х играли в Doom и Half Life. Мальчик «Геймера», к удовольствию своему и озверевшего скучающего мира, играет в реально выпущенные кишки. Его ведомый, повинуясь командам в мозг (и оставаясь вне игры самостоятельным человеком), бежит куда надо и стреляет в кого скомандуют. Глаза – играющего. Он же – лишь нажимает на курок.

В суть происходящего вникаешь не сразу. Фильм сделан не бесхитростно, что, вероятно, и создало для него проблемы в прокате США. И да, он еще и актуален. Он о том, что и в сегодняшнем мире мы все давно биороботы, не самостоятельны в своих желаниях, пристрастиях, карьерных амбициях, патриотической и проч. идеологии. Нас запрограммировали, нам дали команду – и мы тоже, когда надо другим, лишь нажимаем на курок.