Вектор


Турецкий шанс «Вымпелкома»

Объединение с «Киевстаром» не единственное, что может получить «Вымпелком» благодаря перемирию акционеров – Altimo (управляет телекомами «Альфа-групп», включая 44% «Вымпелкома») и Telenor (29,9%). Если «Вымпелком» с «Киевстаром» войдут в объединенную Vimpelcom Ltd., то оба акционера отзовут все иски друг к другу. В этом случае Altimo, возможно, сумеет вернуть 8,23% акций крупнейшего сотового оператора Турции – Turkcell, которые весной пришлось продать Александру Мамуту и казахской Nadash International Holding, оставив себе лишь 4,99%. Впоследствии у Altimo есть шанс еще увеличить косвенную долю в Turkcell до 27%: ее турецкий партнер – Cukurova Group не вернула вовремя кредит на $1,7 млрд, и турецкий суд решает, вправе ли россияне забрать заложенные под этот кредит активы (эквивалентные 13,8% Turkcell). А собрав все эти активы, Altimo получила бы фактический контроль над Turkcell, который было бы логично продать объединенному «Вымпелкому».

Кризисные альтернативы

Россия и польская PGNiG уже несколько месяцев ведут переговоры о дополнительных поставках газа (2,5 млрд куб. м в год). Раньше эти объемы доставляла швейцарская Rosukrenergo, закупая газ у «Газпрома», но в январе их сотрудничество прекратилось. Переговоры PGNiG и «Газпрома» идут тяжело. Ведь газ в Польшу могут поставлять французская GdF Suez и германская E.On. И с ними планируются переговоры на этот счет, пишет польская газета Rzeczpospolita со ссылкой на предправления PGNiG Михаила Шубского. Логика очень простая: GdF Suez и E.On покупают газ у «Газпрома», а все топливо может им не пригодиться из-за падения спроса. Но контракты с российской монополией составлены по принципу «бери или плати». Часть невыбранных объемов все равно придется оплатить (как аванс будущих поставок в пределах пяти лет). Обычно аванс за невыбранное топливо – до 80% средней за год цены (на 2009 г. – $286 за 1000 куб. м для всей Европы). В 2010 г. цена пойдет вверх – «Газпром» прогнозирует более $300. Так что оплата аванса и поставка «штрафного» топлива PGNiG может быть очень выгодна французам и немцам. А вот «Газпрому», естественно, нет.

Борьба с системой

«Газпром» подозревают во многих грехах. Но официальных претензий – единицы. Одна из них – уголовное дело по факту хищения около 2 млрд руб. у дочернего «Межрегионгаза» (МРГ). Речь о контрактах на закупку МРГ газа у фирмы «Трастинвестгаз» в 2005–2006 гг. на 40–70% дороже, чем у производителя. С 2005 г. разные подразделения МВД расследуют это дело, его несколько раз закрывали и открывали заново. И вот в августе оно вроде бы стало рассыпаться: прекращено уголовное преследование одного из фигурантов – заместителя гендиректора МРГ Игоря Дмитриева. Но потерпевший по делу – миноритарий «Газпрома» (а также «Газпром нефти», «Роснефти», «Транснефти» и проч.) Алексей Навальный решил, что следствие поторопилось. В своем блоге он призвал других акционеров монополии жаловаться в МВД и Генпрокуратуру. По его данным, поступило 512 жалоб. И 1 сентября постановление по Дмитриеву было отменено. Виноват ли менеджер, решать суду. Но само дело, похоже, становится показательным: с системой, оказывается, можно бороться (во всяком случае, пытаться). Правда, система не едина: зачастую одна ее часть чужими руками просто борется с другой. Исход этой борьбы наверняка повлияет на судьбу уголовного дела.

Не до IPO

Взятый государством курс на приватизацию заставил многие госкомпании задуматься об IPO. Это хороший способ и сократить долю государства, и привлечь деньги. Например, о подготовке IPO заявил «Совкомфлот». Собирался обсудить это и совет директоров РЖД, передал «Интерфакс» со ссылкой на одного из членов совета, но вопрос был снят из-за отрицательного решения комитета по стратегии. Обсуждение было инициировано менеджментом, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к совету РЖД. Но вовсе не из желания провести IPO, а наоборот, чтобы получить решение о том, что делать это преждевременно. Дело в том, что компании пока рано выходить на биржу из-за особенностей регулирования тарифов. Государство компенсирует выпадающие доходы монополии вкладами в уставный капитал. Но если бы у нее были миноритарии, им пришлось бы соглашаться на размывание своей доли либо регулярно вкладывать в нее деньги. Не всякому инвестору такое понравится.