Вектор


«Аэрофлот» для чиновников

АФК «Система» долго шла к тому, чтобы получить контроль над предприятиями башкирского ТЭКа. В 2005 и 2006 гг. «дочка» корпорации – «Система-инвест» приобрела у «Башкирского капитала» блокирующие доли во всех шести предприятиях («Башнефти», четырех НПЗ и сбытовой компании). А в апреле 2009 г. уже сама «Система» купила еще не менее 51% акций этих компаний. До весенней сделки АФК уверяла, что это портфельная инвестиция, а в 2006 г. даже продала 35%-ную долю в «Система-инвесте» голландской Schildershoven. Сделка проводилась в интересах пула зарубежных инвесторов, утверждали с тех пор представители «Системы». Кто они – «Система» не раскрывает.

В ручном режиме

Похоже, правительству снова придется вручную «разруливать» проблемы Пикалево. В преддверии сегодняшнего совещания у вице-премьера Игоря Сечина «Базэлцемент Пикалево» и «Апатит» (входит в «Фосагро») обменялись обвинениями в срыве переговоров. Сечин поручил им согласовать условия поставок сырья (нефелинового концентрата) до 16 ноября, но единого мнения по-прежнему нет. Глиноземный завод хочет до конца года покупать у «Апатита» тонну нефелина за 850 руб., а с 2010 г. предлагает опустить цену до 600 руб. Это позволит всем предприятиям пикалевской цепочки работать с рентабельностью 5%, говорит представитель «Базэлцемента». «Фосагро» настаивает на цене 1025 руб./т или обмене нефелина на гидроксид алюминия, ведь себестоимость производства концентрата – 1676 руб./т. Скорее всего, точку в споре придется ставить Сечину. Тем более что рецепт для Пикалево уже есть у Минпромторга: привязать цену нефелинового концентрата к цене на алюминий, а цену белитового шлама (его «Базэлцемент Пикалево» поставляет на «Пикалевский цемент») – к стоимости цемента.

Российские чиновники должны летать в заграничные командировки только российскими авиакомпаниями, заявил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (цитата по «Прайм-ТАСС»). Тем более что цены на билеты у наших перевозчиков не отличаются от иностранных, добавил он: соответствующее письмо уже направлено в правительство. Хорошим примером, по мнению Савельева, может служить Китай, где госслужащим запрещено пользоваться услугами иностранных компаний. Забота «Аэрофлота» обо всех участниках российского авиарынка похвальна. Но на деле все иначе. «С целью минимизации потерь доходов авиакомпании в условиях кризиса «Аэрофлот» выступает с инициативой по привлечению на [его] рейсы чиновников», – говорится в письме Савельева на имя министра транспорта, а заодно и председателя совета директоров «Аэрофлота» Игоря Левитина (копия есть у «Ведомостей»). «Аэрофлот» готов «рассматривать различные формы сотрудничества с госучреждениями, включая предоставление специальных условий на перевозки», указывается там. Савельев просит Левитина «инициировать рассмотрение вопроса» и – в случае согласия – направить письмо вице-премьеру Сергею Иванову. Похоже, лозунг советских времен – летайте самолетами «Аэрофлота» – может снова стать актуальным.

Покупатель-загадка

Представитель Schildershoven заверил «Ведомости», что пакет в «Система-инвесте» давно продан. Кому – он не говорит. Но покупатель был один, а покупка – стратегической. Правда, не понятно, какой стратег мог позариться на доли не больше 8,8%. Самый логичный покупатель – та же «Система». Но ее представитель уверяет, что нынешние владельцы актива компании не известны. Тем не менее АФК уже получила разрешение ФАС на консолидацию всех 100% «Система-инвеста».

Новая голова

В декабре годовое собрание акционеров РБК выберет новый совет директоров, в который (см. статью стр. Б8) не войдут представители новых акционеров. Ни один из них даже не выдвинул кандидатов. Завершающаяся реструктуризация долгов холдинга на $230 млн лишает важности события в головной компании, объясняет менеджер одной из компаний – акционеров РБК. Сейчас головная компания РБК контролирует лишь миноритарные пакеты в его ключевых активах. В результате реструктуризации корпоративным центром РБК станет другая компания. С условиями реструктуризации, предложенными группой «Онэксим» Михаила Прохорова, согласились 85% кредиторов, и, когда процесс закончится, «Онэксим» станет владельцем 51% обновленной РБК.