Игроки: Теория нерегулирования

Регулирование – это очень сложный процесс. Успех развития рынка телекоммуникаций напрямую зависит от того, как он осуществляется. Основная цель этого процесса – соблюдение интересов всех участников рынка: потребителей, государства и операторов, предоставляющих услуги.

ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС)

сотовый оператор. Выручка – $10,2 млрд. Чистая прибыль– $1,93 млрд. Основные акционеры: 52,8% – у АФК «Система», в свободном обращении – 46,7%. Капитализация – $14,7 млрд. Обслуживает 91,7 млн абонентов в России (61,9 млн), на Украине, в Белоруссии, Узбекистане, Туркмении и Армении.

Перекос в ту или иную сторону нередко приводит к негативным последствиям. Если, к примеру, государство будет устанавливать очень высокие налоги, это сначала отразится на операторах, которые будут вынуждены значительную часть своей прибыли отчислять в виде налогов в госбюджет. Во вторую очередь будут страдать потребители, ведь высокие налоги неизбежно ведут к высоким ценам на услуги. В результате рынок телекоммуникаций будет развиваться медленнее, операторы будут инвестировать в отрасль меньше средств, медленнее будут внедряться новые технологии и инновационные услуги. В итоге потребитель снова окажется в проигрыше. И наоборот, установление, например, низких тарифов на взаимное подключение (интерконнект) операторов в случае признания их монополистами на своих сетях с неизбежностью приводит к выпадающим доходам в государственном бюджете из-за недополучения налоговых отчислений  

Регуляторный орган не должен стремиться к тому, чтобы создавать чрезмерную конкуренцию: слишком большое количество операторов подрывает рынок, ущемляя интересы потребителей. Каждый рынок определяется спросом или количеством денег, которые могут потратить потребители. И этих денег должно быть достаточно, чтобы вернуть инвестиции, вложенные в строительство и эксплуатацию. Одно дело, когда необходимо вернуть три миллиарда, другое дело – десять. Кто в этом случае проигрывает? Снова потребитель. Ведь цены в случае строительства десяти полотен будут выше, а срок окупаемости больше.

Представляется, что украинский телеком-рынок отличается избыточным количеством операторов. В области фиксированной связи уже произошли процессы укрупнения, ситуация относительно стабилизировалась. Но на рынке мобильной связи по-прежнему остается большое число игроков. Опыт западных стран показывает, что оптимальное число мобильных операторов, необходимых для обеспечения нормальной конкуренции на рынке, не более 3–4. Финансово нездоровые компании не выживают на рынке, рынок регулирует себя сам. Но в любом случае страдают абоненты таких компаний, которым пришлось оплачивать их инвестиции.

Практика регулирования

В работе государственного регулятора (Национальной комиссии по регулированию связи Украины) в последнее время наблюдается много положительных тенденций, и это приятно отметить. Но остается несколько стратегически важных для рынка нерешенных вопросов. В частности, распределение частотного ресурса. Так, недавно объявленный конкурс на лицензию 3G ставит операторов мобильной связи в очень сложное положение: операторы не понимают, каковы будут дальнейшие действия государства, каким образом и в какие сроки будет распределяться оставшийся ресурс. Не нарушается ли при этом законодательство о конкуренции?

В большинстве зарубежных стран частотный ресурс делился на полосы по 30–35 МГц. С точки зрения перспективы это правильно – таких полос достаточно и для внедрения в будущем технологий четвертого поколения (LTE). Выставленные на продажу полосы шириной 25 МГц, 5 МГц в каждой из которых в диапазоне 2010–2025 МГц не могут быть использованы технически, так как не предназначены для наземной связи, совершенно не оставляют перспектив для эффективного развития LTE. Согласно международным документам и плану использования радиочастот Украины в диапазоне 2010–2025 МГц, в ближайшие годы не предусматривается развитие каких-либо других технологий, кроме UTRA TDD, то есть исключается вариант использования этого диапазона для более перспективных технологий.

Необходимо учитывать не самый лучший с точки зрения перспективы опыт распределения радиочастотного диапазона GSM. Диапазон распределялся непоследовательно. Оптимальнее было бы закреплять за каждым оператором каналы так, чтобы полученный радиочастотный диапазон для каждого из них был сплошным, без разрывов. Если в будущем операторы пожелают использовать выделенные частоты для разворачивания сетей третьего поколения в диапазоне 900 МГц, в той ситуации, которая сложилась, им придется договариваться и перераспределять их между собой таким образом, чтобы каждый имел сплошную полосу частот, что реализовать будет трудно.

К сожалению, выдача лицензий на UMTS задержалась, Украина – одна из последних стран в Европе, где этот стандарт еще не получил активного развития, как результат, ограничивается рынок услуг передачи данных, широкополосного интернет-доступа. Поэтому необходимо уже сейчас создать план распределения диапазона для 3G, чтобы он мог быть использован в дальнейшем и для LTE.

Нормативная база

Четкая нормативная база, определяющая действия регулятора и операторов, позволяет предотвратить возникновение многих конфликтных ситуаций на рынке. Украинский рынок телекоммуникаций, к сожалению, изобилует конфликтами, которые возникают из-за острой конкурентной борьбы. А так как не существует полной и непротиворечивой нормативной базы, то за решение этих конфликтов зачастую расплачивается потребитель.

Наверное, один из наиболее существенных недостатков существующей нормативной базы – это отсутствие органа или организации, наделенной полномочиями для принятия решений и контроля над выполнением операторами своих обязанностей.

Подтверждением несовершенства нормативной базы является тот факт, что на сегодняшний день на Украине между «Укртелекомом» и операторами мобильной связи не заключены договоры о взаимном подключении и никто из регуляторов не в состоянии окончательно разрешить этот вопрос. На наш взгляд, необходимо либо определить в законе орган по регулированию межоператорских правоотношений, либо передать соответствующие полномочия саморегулируемым организациям (СРО).

Еще одна неурегулированная область – использование кабельной канализации, которая является собственностью «Укртелекома». Использование кабельной канализации другими операторами должно подчиняться строгим правилам, четко сформулированным и единым для всех, только тогда можно будет обеспечить недискриминационный доступ к единой кабельной канализации.

Кроме перечисленных существует еще множество открытых регуляторных вопросов, которые должны решаться открыто в диалоге между бизнесом и регуляторами, поскольку именно такой подход способен дать наиболее эффективные результаты для развития отрасли, потребителей и государства.