Некуда спешить

Министр финансов Алексей Кудрин и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев поспорили вчера с президентом Альфа-банка Петром Авеном и предправления МДМ-банка Олегом Вьюгиным: что важнее для экономики России – консервативная политика и стабилизация или решительные меры и стремительный рост? По итогам дискуссии все остались при своем
Smartmoney

«Логика Игнатьева понятна – как бы не навредить», – сказал Авен, но она приведет к «фундаментальному отставанию» России от конкурентов. Рост в 2% в год – это непозволительно мало на фоне Китая, Индии и других стран, заявил он, главная угроза для российской экономики – стагнация. «Опасность в том, что мы остаемся в парадигме сохранения, но не переходим к парадигме роста», – пояснил Авен. Свой тезис президент Альфа-банка подкрепил апелляцией к опыту Японии: «Эта страна в 90-е гг. выбрала ту модель, которую мы выбираем сегодня: в течение пяти лет уровень просроченных кредитов вырос до 28%, деньги в экономику так и не пришли, и все начало рушиться». Для перехода к росту нужно внести в капитал банков 2,5–2,7% ВВП, или $40–80 млрд, в течение двух лет, считает он.

В лагере консерваторов оказались Кудрин и Улюкаев. Заочно в дискуссии в рамках «Финансового форума России», организованного газетой «Ведомости», участвовал и председатель ЦБ Сергей Игнатьев с тезисом «Главное – не делать ошибок». Лагерь оппонентов возглавил Авен.

Чиновники с банкиром не согласны. Нам не нужны такие высокие темпы роста, как в 2005–2007 гг., уверен Кудрин: «Мы хотим вернуть рост, основанный на других факторах». Строительство и торговля в России могут так и не восстановиться до докризисного уровня, констатирует он, но это и не нужно. В 2005–2007 гг. бурное развитие многих отраслей происходило за счет кредитного бума – ставки постоянно снижались, доступ к рынкам капитала был свободный, в быстро растущие отрасли шел активный приток спекулятивных денег, пояснил вице-премьер.

Пузырь на рынке активов еще не сдулся, предупредил Кудрин: ни в мире, ни в России проблемы не решены, потребуется еще год-два на преодоление последствий кризиса. В недвижимости цены не вернутся к прежним показателям, пообещал он: спрос на 80% обеспечивали кредитные ресурсы.

Дискуссия о моделях роста так и не сблизила споривших. Приоритеты экономполитики – снижение инфляции и низкие процентные ставки, утверждал Кудрин. Условия кредитования на российском рынке должны быть не хуже, чем за рубежом, говорит он: «Кризис подарил шанс добиться этой цели». Если будут низкие ставки, появится спрос на деньги и заработает ставка рефинансирования, пояснил министр финансов. Высокие инфляционные ожидания сдерживают кредитование, а лучшие российские заемщики ищут капиталы за рубежом, признал предправления банка «Уралсиб» Андрей Донских. Низкая инфляция – одна из составляющих здорового роста, соглашается директор Центра развития ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко.

«Дайте деньги частным банкам, а иначе вы их истратите сами и будет беда, потому что вы будете угадывать, куда вкладывать», – обратился Авен к чиновникам. Надо обезопасить правительство от бессмысленных расходов, добавил он. «Достаточно ли сегодня средств на рынке капитала и вкладов, кто не дает деньги?» – спросил Кудрин Донских. Ликвидности достаточно, а долгосрочные ресурсы не спешат в банки из национальной экономики, их приток и надо стимулировать, ответил банкир. Кудрин с этим согласился. Деньги есть, вкладывать некуда, заметил предправления МДМ-банка Олег Вьюгин, 2010 год может стать годом кризиса идей, если частные инвестиции не придут на смену госвливаниям.

Говорили чиновники и о сворачивании антикризисных мер. Минфин не будет накачивать экономику через бюджет, нельзя ее перегревать и через ЦБ, ответил от правительства Кудрин. Центробанк продолжит сворачивание стимулирующих программ, пообещал Улюкаев: снижается объем валовых кредитов банкам, ужесточаются условия по беззалоговым кредитам на фоне снижения ставки рефинансирования. В числе обсуждаемых мер он назвал увеличение и дифференциацию обязательных резервов для банков, уменьшение сроков рефинансирования, отмену упрощенного порядка по ряду инструментов рефинансирования, снятие послаблений по порядку создания резервов и участия в системе страхования.

Плох тот банкир, который не мечтает получить денег от государства, говорит Алексашенко: «Но я на стороне Кудрина, рост должен быть прежде всего здоровым». В 2005–2008 гг. у России были одни из самых высоких темпов роста даже среди развивающихся экономик, однако в кризис – и самые высокие темпы падения, пишет МВФ. Это типичная «голландская болезнь», поэтому прежняя модель нас не устраивает, констатирует Алексашенко, если правительство сейчас пойдет на масштабные бюджетные вливания, это может снова привести к кризису.