Вектор


На днях стало известно, что МТС, официально предоставляющая данные о клиентах, которые хоть раз пользовались ее платными услугами за последние шесть месяцев, ведет подсчет и трехмесячных абонентов. Трехмесячную базу раскрывают ее основные конкуренты – «Вымпелком», «Мегафон» и Tele2. Но в отличие от них МТС делает это лишь для внутреннего пользования. Данные о трехмесячных абонентах позволяют МТС сравнивать свои результаты с конкурентами по таким важным операционным показателям, как размер клиентской базы, среднемесячная выручка одного абонента (ARPU) и средняя продолжительность разговора (MOU). Пожертвовав определенным числом абонентов (в III квартале трехмесячных оказалось на 15,5 млн меньше, чем шестимесячных), МТС показала бы более высокий уровень ARPU и MOU. Но оператор не спешит переходить на трехмесячную политику учета. Дело в том, что абоненты, которые пользуются телефоном не чаще одного раза за полгода, тоже приносят доходы и оператор не хочет их терять, говорят представители компании. Но за обслуживание таких клиентов надо платить – в частности, поставщикам биллинговых систем. Пока расходы не превысят доходы от таких клиентов, МТС вряд ли перейдет на общепринятую политику учета.

Сумма убытка от шторма, который 14 декабря повредил недостроенный грузовой порт в Сочи и строительную технику, находится «в пределах полумиллиарда руб.», сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. «Это не такая большая сумма, как может показаться, – добавил он. – Есть достаточная уверенность, что убыток будет возмещен за счет страховки» (цитата по «Интерфаксу»). Застраховали проект две компании – «Гефест» и «Ингосстрах». На последнюю приходится две трети страховки. Казалось бы, все более-менее обошлось: жертв нет, страховку заплатят. Нюанс лишь в том, что и портом, и «Ингосстрахом» владеет «Базовый элемент» Олега Дерипаски. То есть бизнесмен заплатит себе страховку из собственного же кармана. «Ингосстрах» сразу после новогодних каникул начнет досрочные выплаты на ремонт порта, сообщил «Интерфакс». Компания решила не дожидаться окончания расследования. Первый транш составит 50 млн руб. Действительно, какой смысл тянуть? Тем более что сроки сдачи порта, несмотря на стихию, не изменились: конец 2010 г. «Давайте договоримся так, что сдвигать мы ничего не будем, а сделаем все, как было установлено», – предложил премьер Владимир Путин во время недавнего визита в Сочи.

Выручка важнее

Кто заплатит за стихию

Тяжба за бурение

«ВТБ лизингу» удалось получить очередное решение суда в свою пользу в деле о поставке 30 буровых установок обанкротившейся компании «Северная экспедиция» стоимостью $0,5 млрд. Арбитражный суд Москвы признал недействительным договор сублизинга между «Северной экспедицией» и «Газпром-бурением», сообщило «РИА Новости».

«ВТБ лизинг» заключил договор с «Велл дриллинг корпорэйшн», а та передавала установки «Северной экспедиции». «Северная экспедиция» же заключила договор сублизинга с «Газпром-бурением» – на поставку одной буровой установки. «ВТБ лизинг» требовал признать недействительным этот последний договор сублизинга и вернуть имущество владельцу. Представитель истца мотивировала требование тем, что контракт не был согласован с «ВТБ лизингом», как того требует договор между «Велл дриллинг корпорэйшн» и «Северной экспедицией».

Такое решение суда дает ВТБ возможность забрать еще одну установку к тем 10, что уже под контролем банка. Однако еще 19 установок остаются предметом спора. И ВТБ придется потратить немало сил и времени, чтобы, как рассказывал его президент Андрей Костин, не допустить убытков и, вернув контроль над всеми установками, передать их в пользование «Газпрому» или «Роснефти».

После праздников

В новогоднюю ночь конфликт с Украиной пока не ожидается. Главный спорный вопрос – штрафы за невыборку газа – недавно снят. А вот сразу после праздников конфликт, похоже, возможен. Ситуация «тревожная», заявил в пятницу предправления «Газпрома» Алексей Миллер: «Мы слышим, что Украина испытывает проблемы с оплатой поставок за декабрь». Деньги должны поступить 11 января. Еще один повод – транзит российской нефти: Москва отказалась от экспорта Urals из украинского порта Южный в январе 2010 г. по неизвестным пока причинам и владельцам сырья предстоит согласовать перенос отгрузок в другие порты, сообщил в пятницу Reuters со ссылкой на нефтяных трейдеров. Теперь январские партии (около 500 000 т) будут распределены между Новороссийском и Приморском и, возможно, польским Гданьском. Формально с газом это не связано: маршруты поставок нефти пересматриваются с октября, после того как Украина запустила нефтепровод Кременчуг – Одесса в реверсном режиме. Но для Украины все это болезненно: сначала Казахстан отказался от транзита через Одессу, теперь – российское решение по Южному. А в 2008 г. через два порта проходило 15,6 млн т нефти, серьезный доход для портов страны.