Говорить не перестали

Доли операторов «большой тройки» на рынке Ростов­ской области и Краснодар­ского края более или менее стабильны. А у четвертого конкурента – «Теле2» в 2009 г. пошатнулись позиции в Ростовской области
С.Николаев

Аналитики J&P проследили изменение абонентской базы за 2009 г. четверки крупнейших сотовых операторов – «Билайна», «Мегафона», МТС и «Теле2», работающих в Ростовской области и Краснодарском крае.

Уровень проникновения сотовой связи в Ростовской области за прошлый год составил 122%, увеличившись на 11 п. п. по сравнению с 2008 г., говорит аналитик J&P Денис Камынин. Общее количество абонентов выросло с 4,7 млн до 5,1 млн. Значительнее всего по сравнению с другими операторами изменилась доля «Теле2» в Ростовской области – там у нее потери. МТС и «Билайн» свою долю рынка нарастили, а «Мегафон» сохранил позиции.

В Краснодарском крае уровень проникновения сотовой связи увеличился до 138% (в 2008 г. – 124%), количество абонентов изменилось с 6,3 млн до 7,1 млн. МТС сократила долю рынка на 2 п. п. до 58%, а «Билайн» и «Мегафон» ее нарастили. Присутствие «Теле2» в регионе (начала работу в 2008 г.) остается по-прежнему незначительным.

В Краснодарском крае «Теле2» не удалось существенно увеличить абонентскую базу, так как на конец 2009 г. оператор обеспечил покрытие не более 70% территории, объясняет Камынин. К тому же операторы «большой тройки» постоянно обновляют тарифные планы, привлекая лояльных абонентов, рассуждает он. В отличие от Краснодарского края, Ростовская область (1,4 млн абонентов) стала одним из первых регионов, куда вышел оператор, и до сих пор является лидером среди всех регионов его присутствия, поясняет Камынин. Здесь снижение доли абонентской базы «Теле2» скорее связано с миграцией нелояльных абонентов, и говорить о наметившейся тенденции пока рано.

Пресс-секретарь «Теле2» Сергей Андрияшкин говорит, что данные компании отличаются от информации J&P: развитие «Теле2» в 2009 г. в обоих регионах было более успешным. Цифры он не раскрывает.

Небольшое снижение доли в Краснодарском крае связано с выгодными условиями междугородного роуминга от МТС, поэтому многие абоненты МТС из других регионов, приезжающие на летний отдых в край, отдавали предпочтение «родным» sim-картам, поясняет директор южного филиала МТС Сергей Ласкавый. Несмотря на это, замечает он, с декабря 2008 г. по декабрь 2009 г. абонентская база МТС в Краснодарском крае выросла на 13%, в Ростовской области – на 22,6%. «Драйверами роста» он считает запуск сетей 3G и специальные антикризисные предложения.

Директор южного региона «Вымпелкома» Алексей Маныч связывает рост базы у «Билайна» с выводом на рынок в кризис экономичных тарифов. По его словам, в 2009 г. значительно увеличилась доля рынка вторых sim-карт.

Доля «Мегафона» в Ростовской области по итогам 2009 г. составила примерно 28% (свыше 1,5 млн), не согласна с J&P пресс-секретарь Кавказского филиала «Мегафона» Ольга Игошкина. По Краснодарскому краю оценка, по ее словам, совпадает: на конец 2009 г. оператор насчитывал более 1,3 млн абонентов. «Мегафон» прогнозирует прирост абонентской базы в 2010 г. по краю и области на 5–7% за счет роста потребления дополнительных услуг, дальнейшего развития сети 3G (в Ростовской области, Адыгее и Краснодарском крае в коммерческую эксплуатацию ее запустят в этом году), говорит Игошкина. Также «Мегафон» делает ставку на расширение абонентской базы за счет развития собственной розничной сети. МТС, кроме розничной сети и 3G, еще рассчитывает и на мобильный контент, говорит Ласкавый.

Распределение долей «большой тройки» в обоих регионах в 2010 г. кардинально не изменится, если в России не появится новый сотовый оператор, полагает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. «Теле2» в Ростовской области, возможно, продолжит терять свои позиции – конкуренты адаптировались к состоянию «тарифной битвы за абонентов», а у «Теле2» по-прежнему нет такого конкурентного преимущества, как 3G, на которую делают ставку другие операторы «большой тройки», говорит он. В Краснодарском крае, по его словам, напротив, оператор-дискаунтер как новый пока игрок сможет существенно их усилить за счет привлечения абонентов, для которых ключевым фактором выступает цена.