Живет в долг


В этом году «Транснефть» запускает строительство ВСТО-2 и продолжает строить БТС-2, но дефицита средств на инвестпрограмму у нее быть не должно, отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Инвестиции «Транснефти» в 2010 г. составят около 190 млрд руб., говорил Токарев. На 1 октября на счетах компании было 168,9 млрд руб. А в конце года компания выбрала еще $4 млрд (120,5 млрд руб. по текущему курсу) из китайского кредита, следует из ее отчета по РСБУ. Возможно, деньги нужны на покупки. Токарев жаловался, что у компании нет денег на выкуп у «Роснефти» нефтепровода Ванкор – Пурпе. «Роснефть» актив оценивает примерно в 70 млрд руб., а договориться о его передаче «Транснефти» поручило правительство.

Больше мы не будем брать в долг», – заявил в октябре президент «Транснефти» Николай Токарев. К тому времени его компания уже выбрала половину китайского кредита на $10 млрд и разместила 10-летние бонды на 135 млрд руб. Но вчера монополия сообщила, что готовит еще семь выпусков трехлетних облигаций – по 17 млрд руб. каждый (всего 119 млрд руб.). Размещение планируется на ММВБ.

Зачем компании понадобились новые займы, выяснить у представителя «Транснефти» не удалось – он не отвечал на звонки «Ведомостей». Источник, близкий к монополии, говорит, что займы частично пойдут на рефинансирование долга. На конец III квартала 2009 г. долги «Транснефти» по кредитам и займам с учетом обязательств по лизингу были 411,4 млрд руб., краткосрочные – только 7,4 млрд руб.

В этом году долговая нагрузка «Транснефти» будет рекордной за всю историю: общий долг на конец года запланирован на уровне 620 млрд руб. (на конец III квартала 2009 г. – 581,7 млрд руб.), говорит источник, близкий к компании. Но «Транснефть» может позволить себе занимать, считает Борисов: в октябре долг был примерно равен EBITDA компании. «Транснефть» может думать о рефинансировании: ставка купона по прошлогодним облигациям была 11,75–13,75%, а сейчас компания может занять под 8–8,5%, добавляет аналитик «Ренессанс капитала» Николай Подгузов.