Российские девелоперы ведут себя так, будто кризис продолжается

Завтра в Каннах открывается крупнейшая в мире выставка недвижимости MIPIM. Российских девелоперов, не устающих твердить о росте рынка, в этом году на MIPIM будет столько же, как и в кризисном прошлом
Reuters

Потому что нет денег» – так объяснил «Ведомостям» президент Mirax Group Сергей Полонский, почему представители его компании не едут в этом году на MIPIM. Еще в 2008 г. стенд Mirax был самым крупным на всей выставке, а своих гостей компания угощала устрицами с белым вином. Впрочем, тогда на нехватку денег никто не жаловался: российских компаний – участников MIPIM-2008 было 488. В этом году на выставку едут представители 237 компаний из России, из них девелоперских – 78.

Всего для участия в выставке, по данным на 12 марта, зарегистрировалось около 6000 компаний-участников, сообщила представитель департамента общественных связей MIPIM Милан Као. В прошлом году их было чуть меньше – примерно 5500. Тогда Россия была на шестом месте по числу участников, а в этом перебралась на пятое. Но российских компаний представлено почти столько же: 237 против прошлогодних 232.

Ехать на MIPIM с собственными стендами решились не многие компании – например, «Интеко» и «Киевская площадь». Другие компании выставляются на общих стендах: «СУ-155» – на стенде Москвы, «Снегири» – на стендах Москвы и Краснодарского края. Представители «Главстроя», «Миэля», «Дон-строя» едут в качестве обычных участников. «Интеко» по традиции участвует на MIPIM раз в два года и в этом году покажет свои перспективные проекты, говорит представитель компании Геннадий Теребкой. «Мы хотим показать практическое решение жилищного вопроса и рассчитываем на отклик в том числе международного сообщества», – объясняет он.

Управляющий директор инвестиционно-девелоперской компании АЛУР Михаил Уринсон в этом году решил не участвовать в выставке: «Когда на рынке все хорошо, MIPIM дает возможности – за три дня можно провести 30–40 встреч, что в Москве нереально; а в кризис вряд ли будет много инвесторов». С ним соглашается гендиректор компании «Миэль-новостройки» Мария Литинецкая. Она на выставку едет, но стенда у ее компании не будет: «Не для кого везти проекты».

«Старые проекты мы уже показывали, а новые находятся в начальных стадиях проработки, и желания представить их публике пока нет», – комментирует представитель «Капитал груп» (представителей компании на выставке не будет) Динара Лизунова. По ее словам, формат MIPIM сейчас интересен, чтобы встретиться и поговорить с партнерами: «А это можно делать и здесь без лишних затрат». Аренда 1 кв. м стенда на MIPIM во Дворце фестивалей в этом году стоит около 800 евро, а на прилегающей Ривьере – примерно 1000 евро за 1 кв. м, рассказал один из участников выставки. Средняя площадь стенда – 8–10 кв м.