Неконтролируемое ускорение

Скандал, связанный с многомиллионным отзывом машин, будет стоить Toyota Motor Corporation (TMC) нескольких миллиардов долларов, не считая исков от пострадавших в США. Руководители Toyota признали, что компания росла слишком быстро и утратила контроль за качеством, но уверены, что у ТМС хватит желания и денег, чтобы исправить ошибки

Нашел оправдание

Житель Калифорнии Джеймс Сайкс, врезавшийся 8 марта на своей Toyota Prius в полицейский автомобиль, сослался на дефект педали газа. Но предварительные данные экспертизы не подтверждают эту версию. Зато возникли подозрения в том, что авария могла быть подстроена умышленно для получения компенсации от автоконцерна. Euronews

Американское Национальное управление по безопасности дорожного движения (NHTSA) 29 сентября 2009 г. обратилось к 3,8 млн владельцев Toyota и Lexus последних моделей с призывом немедленно избавиться от резинового коврика на полу со стороны водителя, который может способствовать залипанию педали газа и неконтролируемому ускорению автомобиля. С этого начался один из самых крупных отзывов в автомобильной истории США.

Громкий отзыв

Вскоре в интернете появился ролик с записью телефонного звонка в службу 911. Находившийся не при исполнении обязанностей полицейский офицер Марк Сэйлор позвонил по сотовому, сообщив, что у его автомобиля отказали тормоза и он не может остановить разогнавшийся до 190 км/ч Lexus ES 350. В катастрофе погибли Сэйлор, его жена, дочь и шурин. По итогам расследования катастрофы ее причиной был назван резиновый коврик.

TMC уже доводилось отзывать 55 000 Lexus ES 350 и Camry в 2007 г. В сообщении об отзыве говорилось: «Тяжелый резиновый коврик, будучи незакрепленным, может сдвинуться вперед и нажать педаль газа, что приведет к неконтролируемому ускорению автомобиля».

После тревожного заявления властей Toyota сначала сделала аналогичное обращение к автовладельцам, а в ноябре 2009 г. объявила отзыв 3,8 млн Toyota и Lexus – для замены резиновых ковриков. Но уже через несколько дней число отзываемых автомобилей было увеличено, и Toyota объявила, что помимо ковриков будут внесены изменения в механизм педали газа и конструкцию пола, а также установлена система приоритета тормоза над газом.

В январе 2010 г. американская исследовательская компания Safety Research and Strategies заявила, что с 1999 г. ею зафиксировано 2274 случая внезапных ускорений автомобилей Toyota, которые привели к 275 авариям и 18 смертельным исходам.

Тем временем сервисная кампания вышла за пределы Америки: в конце января TMC объявила об отзыве 1,7 млн автомобилей в Европе и 100 000 – в Китае, хотя в Европе не было зафиксировано ни одного инцидента с автомобилями Toyota и Lexus по вине залипающей педали газа. (Для автомобилей ТМС, собирающихся в США и Европе, педали газа поставляет компания CTS, в Японии и России – Denso.) Попутно обнаружились дефекты в системе ABS у гибридов Prius и в рулевом управлении Corolla, правда в гораздо меньшем числе автомобилей. Общее число затронутых отзывами Toyota и Lexus превысило 8,5 млн штук, что соответствует годовому объему производства компании докризисной поры.

Ущерб, понесенный ТМС, по самым предварительным данным, оценивается более чем в $2 млрд (ремонт отозванных автомобилей и падение продаж, вызванное скандалом). Эта цифра, несомненно, еще возрастет. Потому в Toyota точные размеры потерь пока не обнародуют. «Это будет большая сумма. К концу финансового года [31 марта] сможем назвать цифры», – говорит заместитель председателя правления TMC Кацуо Окамото. По оценке старшего управляющего директора Toyota Такахико Иджичи, из-за отзыва объем продаж упал за последний финансовый год на 100 000 автомобилей, доходы компании сократились на $880 млн. За февраль капитализация Toyota сократилась на $31 млрд до $125,5 млрд.

Отдельной статьей расходов могут стать судебные тяжбы. В США против компании владельцами отозванных машин уже подано около 90 исков на общую сумму $3 млрд (без учета потенциальных выплат пострадавшим и родственникам погибшим в ДТП, причиной которых стали неисправности в автомобилях Toyota).

«Денег нам хватит», – уверен Окамото.

По словам исполнительного вице-президента Toyota Motor Europe Дидье Леруа, в Европе на 1 марта из 1,7 млн машин, подлежащих отзыву из-за проблем с педалью газа, эту процедуру прошло чуть меньше 200 000; из 53 000 осмотренных Prius было решено заменить детали на 16 000. «Осмотр машины и замена занимает 40 минут – один час, – рассказывает Леруа. – Вопрос, сколько часов в день и дней в неделю могут работать наши дилеры, чтобы осмотреть все машины». В России отзыву подлежит 160 000 автомобилей, с 17 февраля по 15 марта включительно было обследовано 8,7% машин.

Что это было?

В чем же причина неконтролируемого ускорения автомобилей Toyota и Lexus? Одна из версий – сбой электронной системы управления положением дроссельной заслонки.

NHTSA за последние шесть лет шесть раз открывало расследование случаев непреднамеренного ускорения автомобилей Toyota и Lexus, но ни разу не обнаруживало никаких дефектов в системе электронного контроля. ТМС также заверяет, что никаких проблем с электроникой, способных вызвать внезапное ускорение, ее специалистам обнаружить не удалось.

Многие специалисты указывают, что СМИ преувеличивают масштабы проблем с надежностью и безопасностью автомобилей Toyota.

В февральском выпуске потребительского журнала Consumer Reports в рейтинге 10 автомобилей с наилучшим соотношением цена/качество в США четыре позиции занимают модели Toyota. Как заявил газете Financial Times Дэвид Чэмпион, руководящий в журнале направлением тестирования автомобилей, Toyota делает самые надежные автомобили, если оценивать общие показатели последнего десятилетия. Веб-портал Edmunds.com сравнил число жалоб потребителей на автомобили разных марок с рыночными долями компаний. Лишь три бренда сумели показать лучший результат, чем Toyota: Mercedes-Benz, Porsche и Smart. А издатель журнала Car and Driver Майк Душейн в февральском номере привел следующую статистику. Каждый год в США в автокатастрофах гибнет 40 000 человек. Следовательно, шансы любого американца погибнуть в катастрофе в течение ближайшего года – примерно 1:8000. Если же сравнить число предполагаемых жертв непреднамеренного ускорения автомобилей Toyota с числом отозванных машин, то шансы фатального исхода равны 1:200 000 – в 25 раз ниже. Даже если учесть, что возможное число жертв в ходе скандала выросло с 18 сначала до 34, а потом до 52 (в расчетах Душейна их 20), цифры все равно свидетельствуют скорее в пользу Toyota, чем против нее.

Исследование, проведенное NHTSA в 2005 г., показало, что примерно 95% всех ДТП происходит в результате ошибки водителя, 2% – в результате дефектов автомобиля.

И тем не менее в самой компании Toyota еще несколько лет назад сотрудники начали бить тревогу, отмечая снижение качества автомобилей. В 2006 г. занимавшему тогда пост президента ТМС Кацуаки Ватанабе было направлено коллективное письмо, основным автором которого был руководитель профсоюза Тадао Вакатсуки, проработавший в Toyota 45 лет. Авторы письма указывали, что между 2000 и 2005 гг. Toyota отозвала более 1 млн автомобилей – в относительном исчислении больше, чем любой другой производитель. И выделяли следующие угрозы качеству автомобилей: комбинированные платформы, использование одинаковых комплектующих в нескольких моделях, отданное на аутсорсинг планирование, слишком короткий цикл разработки новых моделей, нехватка квалифицированных кадров. Руководство компании просили принять меры, «гарантирующие производство безопасных автомобилей», и поставить безопасность в качестве главного приоритета. Автору письма посоветовали заниматься своими профсоюзными обязанностями.

В декабре прошлого года, когда скандал вокруг Toyota только разгорался, журнал Consumer Reports изучил все зарегистрированные случаи непреднамеренного ускорения с участием машин 2008 модельного года в США. Всего таких случаев было зафиксировано 166, в том числе 128 – до истории с офицером Сэйлором. Из этих 128 в 47 случаях ускорялись автомобили Toyota, в пяти – Lexus, что в сумме дает 41% от общего числа. 36 жалоб поступило на автомобили Ford, преимущественно на пикап F-150, 11 – на Chrysler, семь – на модели General Motors, пять – на Honda, три – на Nissan.

Ответ Toyota

Чтобы восстановить доверие потребителей, Toyota пошла на беспрецендентные меры. Президент компании и правнук ее основателя Акио Тойода сначала отказался, но через несколько дней все же дал согласие прибыть на февральские слушания в конгрессе США, где отвечал на нелицеприятные вопросы законодателей, извинялся перед американскими владельцами автомобилей, носящих его имя, и просил прощения у семей погибших, в том числе полицейского Сэйлора.

Главной причиной отзыва рекордного числа машин Тойода назвал слишком быстрый рост компании, который нарушил ее традиционные приоритеты: сначала безопасность, потом качество и только потом – объемы продаж. «Темпы, с которыми мы росли, были слишком быстрыми», – признался он.

На слушаниях в конгрессе США Акио Тойода пообещал, что Toyota будет активнее делиться информацией о качестве продукции, включая дефекты и отзывы, а решения о расследовании технических проблем будут приниматься не в Японии, а на местах. Во всех региональных подразделениях Toyota будет введена должность менеджера по безопасности продукции.

Помимо общих обещаний, руководство Toyota предлагает и реальные льготы для нынешних и будущих владельцев Toyota и Lexus в США. Например, для жителей штатов Нью-Йорк и ??? все подлежащие отзыву модели будут доставляться на осмотр дилерам за счет компании, а владельцам на это время станут предоставляться другие автомобили или оплачиваться расходы на такси.

Спецпредложения для новых покупателей Toyota и Lexus в США выглядят очень привлекательно – например, пятилетняя беспроцентная рассрочка платежа. Аналогичными предложениями вынужден был ответить главный конкурент Toyota – General Motors. Пикантность ситуации состоит в том, что контрольный пакет GM (61%) принадлежит государству, так что конкурентная борьба ведется на деньги американских налогоплательщиков. Данный факт позволил появиться теории о том, что за скандалом вокруг Toyota в США стоят ее американские конкуренты. Эта тема поднималась несколькими конгрессменами во время слушаний по безопасности автомобилей Toyota, но развития не получила. Заместитель председателя правления TMC Кацуо Окамото, отвечая на вопрос «Ведомостей», не думает ли он, что политики и конкуренты Toyota в США специально раздувают скандал, чтобы ослабить японскую компанию, отрезал: «Я не вижу здесь никакой политики».

Тем не менее продажи Toyota и Lexus в феврале упали очень значительно – и в США, и в Европе. По словам Леруа, тому есть три причины: отмена программ господдержки продаж автомобилей во многих странах; компания сама приостановила поставку новых машин клиентам, решив сначала их проверить; часть клиентов решила подождать, чем закончится история с отзывами. «И тут нам надо разобраться: они решили просто подождать или ушли/уйдут к другим брендам», – говорит он.

Дело Audi

За более чем столетнюю историю мирового автопрома Toyota стала далеко не первой компанией, которой приходится в массовом порядке разбираться с безопасностью своих автомобилей. Большинство этих случаев произошло в самой автомобилизированной стране мира – США, в которой подача коллективных исков к компаниям-производителям дает заработок армии юристов.

В феврале 1986 г. Кристи Брадоски из штата Огайо, находившаяся за рулем нового автомобиля Audi 5000 (американское название модели Audi100), задавила своего шестилетнего сына Джошуа, открывавшего дверь гаража. 23 ноября того же года эта история прозвучала в эфире телеканала CBS вместе еще с пятью подобными случаями. Безутешная мать утверждала, что давила на тормоз, но автомобиль не останавливался.

Кристи подала в суд на производителя – компанию Volkswagen, намереваясь взыскать с нее $30 млн за смерть ребенка. В 1988 г. суд присяжных признал автопроизводителя невиновным – истица призналась полиции, что ее нога соскользнула с педали тормоза на газ.

Всего против Volkswagen было подано исков приблизительно на $5 млрд, расследовалось 700 случаев внезапного ускорения, в том числе шесть со смертельным исходом. В 1989 г. NHTSA признало, что все случаи внезапного ускорения Audi были связаны с ошибками водителей. Немецкая компания отказалась от названия Audi 5000 и стала продавать эту модель под европейским названием, и тем не менее к 1991 г. продажи Audi в США упали до 12 000 штук (в 1986 г., в США было продано 74 000 Audi 5000). Вернуться к этому уровню Audi удалось только в 2000 г. – когда у компании уже сменился модельный ряд.

«В истории с Audi и Toyota много схожего, – цитирует Bloomberg аналитика IHS Global Insight Джона Волконовича. – На то, чтобы разобраться со всей этой историей, [TMC] нужно более семи лет».

Дело Ford и Firestone

В мае 2000 г. американские власти затребовали у компаний Ford и Firestone информацию о причинах высокого числа аварий внедорожников Ford Explorer. Самая частая картина аварии – после того как одна из шин Ford Explorer взрывалась, машина переворачивалась. Расследование показало, что в 15-дюймовых шинах Firestone моделей ATX, ATX II и Wilderness происходило отслоение протектора от каркаса (большинство из проблемных шин было изготовлено на одном и том же заводе, впоследствии закрытом). По оценке Ford, частота дефекта оценивалась в 241:1 000 000 (у шин других производителей распространенность того же дефекта составляла 2,3:1 000 000). Всем владельцам Explorer были поставлены покрышки конкурирующей компании – Bridgestone. В 2001 г. Ford и Firestone прекратили длившееся около столетия сотрудничество.

Расследование обстоятельств дела показало, что о проблеме автопроизводитель знал давно. На предпродажных испытаниях автомобиля (первые Ford Explorer поступили в продажу в марте 1990 г.) были зафиксированы случаи переворачивания, после чего в конструкцию были внесены незначительные улучшения, а клиентам было рекомендовано накачивать шины слабее.

По официальным оценкам, в результате аварий Ford Explorer, связанных с шинами Firestone, погиб 101 человек. Неофициальные источники сообщали о 250 погибших (в том числе 119 – в автомобилях Ford) и более 3000 пострадавших. Несколько гражданских исков было урегулировано во внесудебном порядке, во многих исках было отказано. В 2003 г. было принято решение не выдвигать уголовных обвинений в адрес руководителей компаний Ford и Firestone. (В Венесуэле, где тоже были человеческие жертвы, уголовные обвинения также не были выдвинуты, несмотря на то что такую возможность предусматривало национальное законодательство.)

Одним из последствий этого скандала в США стало принятие TREAD Act – закона, позволяющего привлекать автопроизводителя к уголовной ответственности. Некоторые американские СМИ высказывают предположение, что этот закон может быть применен в отношении руководителей Toyota.