Зеленая игрушка

Автомобили с гибридным приводом – пока экзотика для российского рынка. Государство не предпринимает никаких шагов, чтобы побудить людей пересаживаться на более экологичные машины, и гибриды в России остаются статусной игрушкой для состоятельных покупателей

По данным агентства «Автостат», в 2009 г. россияне приобрели 1230 гибридных автомобилей, на 44% меньше, чем в 2008 г. Первенство по продажам гибридных машин в стране уверенно держит Lexus – по данным компании, за прошлый год она продала в России 1183 машины (вдвое меньше, чем в 2008 г., – пропорционально падению автомобильного рынка в целом). «Пока у желающих купить гибридные машины в России они ассоциируются только с Lexus, – уверен один из дилеров этой марки, – ведь компания начала продавать их здесь пять лет назад».

Но постепенно на нашем рынке появляются и гибриды других производителей, которые могут составить конкуренцию японцам. Осенью 2009 г. у дилеров Mercedes-Benz появилась модель S400 Hybrid – до конца года удалось продать 17 машин. С февраля стартовали продажи BMW X6 Active Hybrid, а через два месяца в России появится и гибридная версия топовой, седьмой серии седанов баварского концерна, обещает представитель BMW Group Russia.

Прошлой осенью появилась и официальная возможность купить самую популярную в мире гибридную машину – Toyota Prius (с 1997 г. в мире продано около 1,5 млн машин трех поколений). В 2009 г. дилеры Toyota в России, по данным компании, успели продать 30 автомобилей этой марки. Но фанаты экологического транспорта, похоже, не стали дожидаться легального ввоза новых Prius в страну. По оценкам «Автостата», к началу 2010 г. в России зарегистрировано уже 6694 Prius. По данным avto.ru, в Москве и Петербурге можно купить подержанную машину этой марки выпуска 2006–2007 гг. с пробегом в 50 000–100 000 км за 550 000–560 000 руб., тогда как новая у дилера стоит около 1,2 млн руб.

Представители Toyota, BMW и Daimler не раскрывают планы по продажам в России на 2010 г. В этом году в стране планируется продать примерно столько же гибридных Lexus, как и в прошлом году, и около 200 Prius, рассказали сотрудники двух дилерских центров японского концерна.

Продажи новых гибридных машин в России пока незначительны по сравнению с тем, сколько их продается в мире. По данным Hybridcars.com, в прошлом году американцы купили 290 272 таких автомобиля, а пик продаж гибридов пришелся на благополучный 2007 год, когда автопроизводители смогли реализовать в США почти 360 000 машин.

Льготные граммы

В развитых странах интерес к гибридным (а теперь уже и к электро-) автомобилям – следствие как продуманной налоговой политики правительств, так и растущей озабоченности общества вопросами экологии. «Отношение людей к мощным и дорогим машинам меняется, – рассказывал «Ведомостям» Хенрик Фискер. – 10 лет назад, когда вы въезжали в центр Лондона на какой-нибудь крутой машине, все на вас смотрели с восхищением. Сегодня вам ее втихаря поцарапают». Поэтому Фискер оставил должность главного дизайнера в знаменитом производителе спорткаров Aston Martin и основал собственную компанию, которая в этом году начнет продажи гибридного спортивного седана Fisker Karma.

Тех, кто не слишком озабочен мыслями о будущем, власти пытаются заинтересовать материально. Например, в странах ЕС введен налог на сверхнормативные выбросы углекислого газа автомобилями (у старых и мощных автомобилей выброс СО2 превосходит установленные значения, а у гибридных автомобилей он существенно меньше). Например, в Германии с середины прошлого года владелец машины должен платить государству по 2 евро в год за каждый грамм СО2 свыше отметки 120 г. Во Франции этот порог – 200 г СО2 на километр пробега. С 2003 г. власти Лондона ввели платный въезд автомобилей в центр города, но владельцы гибридов от платы в 8 фунтов освобождены. А с января 2011 г. правительство Великобритании собирается компенсировать 25% стоимости (но не более 5000 фунтов) всем покупателям новых автомобилей с уровнем выброса не более 75 г СО2 на 1 км.

На свой страх и риск

Российское Министерство промышленности прилагает усилия к стимуляции обновления автопарка страны более экологичными машинами, говорит представитель министерства, но пока вопрос об отдельных льготах для владельцев гибридных автомобилей не обсуждался. В результате производителям приходится в одиночку доносить до потребителей социальную и потребительскую значимость автомобилей с новыми технологиями.

Пока автоконцерны столбят место на российском рынке, постепенно приучая автолюбителей к тому, что машина может ездить не только на нефтепродуктах, рассуждает президент петербургской группы «Олимп» (дилер Mercedes) Евгений Войтенков. В стране, где литр бензина пока стоит меньше $1, говорить об экономии на топливе еще рано, уверен он. В его автоцентре уже четыре месяца стоит гибридный S400, покупатели не проявляют к нему интерес – «Олимп» сделал скидку на машину в 1 млн руб. при начальной цене в 4,6 млн руб., рассказал Войтенков. Основные потребители гибридных машин – из той же категории, что и покупатели Porsche Cayenne, полагает руководитель одного из дилеров BMW: гибридные аналоги пока значительно дороже своих бензиновых одноклассников, поэтому считаются престижнее.

В мире продажи гибридных машин растут в первую очередь за счет желания автолюбителей сэкономить растущее в цене топливо, считает вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин. Но в России разница в цене между гибридной и обычной версиями автомобилей, имеющимися на рынке, пока не дает никакой экономии. Например, самую продаваемую модификацию гибридной машины – Lexus RX 450h можно приобрести у дилеров от 2,7 млн руб. Его бензиновый брат RX350 стоит 2,2 млн руб. При этом разница в потреблении топлива в смешанном цикле (город/трасса) у гибридного и обычного RX составляет 4,3 л на 100 км. При нынешней розничной стоимости даже самого дорого бензина Аи-98 в 25 руб. за 1 л, для того чтобы оправдать только разницу в цене между гибридным и обычным автомобилем, гибриду придется проехать около 5000 км, оценивает Ашихмин. Но это только в идеальных условиях. При плотном городском трафике расход у гибридного RX подскакивает иногда до 18–20 л на 100 км, рассказывает владелец такого автомобиля 2009 года выпуска. До этого у него был обычный бензиновый RX350 и большой разницы в потреблении бензина нет, рассказывает владелец Lexus.

Призванный охранять окружающую среду, гибридный автомобиль может стать причиной ее загрязнения. В России почти отсутствуют мощности для утилизации аккумуляторов, говорит директор экспертного центра «Эком» Александр Карпов. В отличие от США и Европы, где с начала 2000-х гг. существует закрепленная законом обязанность самого автопроизводителя утилизировать машины, в России такой законодательной базы нет, рассказывает Карпов. Даже высокотехнологичный аккумулятор, устанавливаемый на гибридном автомобиле, на свалке наносит непоправимый вред природе – он содержит соединения тяжелых металлов и сложные химические соединения, которые при разложении очень сильно осложняют процесс захоронения отходов, утверждает эксперт. В Европейском союзе с середины 2002 г. действует директива, по которой производитель автомобиля должен самостоятельно его утилизировать, соблюдая экологические нормы. В США и Европе перерабатывается около 90% обычных аккумуляторов.