Рискованные sms

На прошлый год пришелся расцвет мошенничеств, связанных с выманиванием у абонентов сотовых сетей денег под разными предлогами. Во многих случаях абоненты сами были виноваты, оказавшись слишком доверчивыми или невнимательными

Естественно, абоненты жалуются операторам. Те перенаправляют их к контент-провайдерам, многих из которых уже выучили в лицо. Например, у «Мегафона» 97% фактов мошенничества приходится на три компании, продающие контент: «Первый альтернативный», «Инкор-медиа» и «Нева-лайн», говорит начальник департамента по гарантированию доходов и управлению фродом «Мегафона» Сергей Хренов. В топ-5 «антигероев» МТС входят те же три компании, а также i-Free и «Мобикон», говорит близкий к МТС источник. Это самые крупные участники рынка микроплатежей, они перепродают контент-услуги большого количества поставщиков и естественно, что на них приходится и большая часть мошеннических транзакций, объясняет Панкратова.

Соучастники. 380

миллионов долларов – так оценивает прошлогодний объем российского рынка микроплатежей Панкратова из AC&M-Consulting. На долю мошенничеств пришлось, по ее мнению, 10–12% транзакций. То есть мошенники, а вместе с ними операторы и контент-провайдеры заработали примерно $38–45,6 млн. Операторы, по данным Панкратовой, получают в среднем 35% от стоимости одного sms. То есть их доля в недобросовестных доходах могла составить $13–16 млн.

Некоторое время назад с одной из сотрудниц Independent Media произошла глупейшая история. Она получила сообщение в социальной сети «Одноклассники» от «бывшего коллеги» с просьбой отправить sms, чтобы тот смог выиграть iPhone. Сообщение она отправила, после чего с ее счета оказались списаны все деньги (более 500 руб.). Бывший коллега, который никаких подобных просьб ей не отправлял, все же старался помочь, обращался к сотовому оператору, пытался вычислить центр рассылки. Но все попытки вернуть деньги не увенчались успехом: оператор сообщил, что не имеет к этому отношения.

Локаторы для лохотрона

Таких историй тысячи. Абонентам сотовых сетей и посетителям сайтов мошенники предлагают самые разные способы поделиться деньгами, в том числе при помощи платежей через sms. Всплеск этого вида сомнительного заработка пришелся на прошлый год, рассказывает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. Еще в 2008 г. такой проблемы практически не было, но сам рынок микроплатежей вырос в семь раз до $200 млн. В 2009 г. он увеличился еще почти вдвое до $380 млн, а вместе с этим как грибы после дождя начали появляться мошеннические сервисы.

Сначала их разработчики стали предлагать абонентам последить за своими близкими, читая их sms, рассказывает топ-менеджер крупного интернет-провайдера. Потом появились так называемые GSM-локаторы, предлагавшие найти человека по номеру его мобильного телефона. В одних случаях люди платили за несуществующую услугу, в других получали неправильную информацию о цене. Например, крупным (или даже не очень) шрифтом указывалось, что отправка sms стоит 5 руб., и самым мелким, на грани видимости, – что это оплата за день при минимальном сроке подписки в три месяца. Таким образом, со счета списывалась приличная сумма.

GSM-локаторы распространены до сих пор: недавно корреспондент «Ведомостей» обнаружил такой сервис даже в магазине Appstore (продает программы для iPhone). Если внимательно вчитаться в условия сервиса, становится понятно, что это вовсе не реальная возможность обнаружить местоположение человека, а... игра. Но страничка рецензий полна комментариев невнимательных пользователей, обвиняющих авторов «локатора» в мошенничестве.

К концу прошлого года родился еще один способ вымогательства денег при помощи sms – так называемые «блокираторы». Это вирусы, блокирующие работу компьютера и предлагающие разблокировать его с помощью платного sms. Волна этих мошенничеств прошла в декабре – январе, они вызвали большой резонанс в СМИ и привлекли внимание сотовых операторов, получивших поток жалоб от абонентов, говорит менеджер контент-провайдера.

Последняя «новинка» от sms-жуликов – так называемый «интимный сканер», программа, якобы позволяющая просвечивать одежду.

Кому сказать спасибо

«Первый альтернативный» – лидер рынка sms-платежей с долей более 50%, утверждает его директор по маркетингу Евгений Кистаев. На этом рынке, как и на любых других, есть мошеннические схемы, признает он, но их доля в общем трафике его компании ничтожна. Мошеннические сервисы равномерно распределены по рынку, соглашается гендиректор другого крупного контент-агрегатора.

Впрочем, мошенникам недолго осталось благоденствовать – ведь операторы активно борются с ними, а контент-провайдеры все тщательнее проверяют партнеров и предлагаемые ими услуги, успокаивает гендиректор «Инкор-медиа» Олег Куренной. Взлет «рынка мошеннических услуг» произошел во второй половине 2009 г. и есть все основания полагать, что в этом году этот «рынок» упадет, так как все операторы проводят специальные программы по предотвращению мошенничества, подтверждает Хренов.

Предупрежден – значит вооружен

Поток жалоб от абонентов МТС снизился после того, как этот оператор начал информировать их об истинной стоимости «дорогих» sms, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. Аналогичный сервис готовит и «Мегафон», сказал Хренов. А вот «Вымпелком», по словам его пресс-секретаря Ксении Корнеевой, идти по пути конкурентов не планирует: жалоб на некорректное указание стоимости сервисов и так мало. Если сообщать абонентам цену на все sms, то это как минимум на 20% снизит продажи даже вполне легального контента, уверен топ-менеджер контент-провайдера.

Гораздо больше нареканий у абонентов вызывают предложения за деньги разблокировать компьютер от вируса, звонки якобы из технической службы оператора, а также разные вариации по переводу денег на счета других абонентов, продолжает Корнеева. «Вымпелком» считает нужным бороться именно с этими видами мошенничеств, информируя абонентов через прессу и специальный раздел на сайте компании.

Кроме того, с февраля «Вымпелком» ужесточил санкции для недобросовестных контент-провайдеров: в договоры внесен пункт о взыскании штрафов, сравнимых по размеру с месячной выручкой партнера на одном коротком номере. МТС, по словам Осадчей, уже оштрафовала крупнейших контент-агрегаторов более чем на 10 млн руб. Кого именно оштрафовали, Осадчая, правда, не раскрывает.

Теперь контент-агрегаторы и провайдеры и сами обещают бороться с мошенничествами. Пока они разрабатывают единый стандарт такой борьбы, говорит управляющий директор контент-провайдера i-Free Кирилл Петров. В частности, речь идет об обмене информацией о недобросовестных партнерах и о черных списках, которые помогут предотвратить переход мошенников от одного провайдера к другому.

Из-за действий операторов доходы многих контент-провайдеров упали в несколько раз, что отразится на долях игроков рынка контента, предупреждает Панкратова из AC&M-Consulting. Но никто из опрошенных «Ведомостями» контент-провайдеров в снижении доходов не признается. В большинстве случаев, когда провайдер продает чужую услугу, он сам получает лишь процент за проведение микроплатежа – 2–5% от заплаченных абонентом сумм, объясняет источник в одном из агрегаторов.

Впрочем, жалоб на мошенников и впрямь стало меньше, по сравнению с осенью 2009 г. – в 3–4 раза, говорит управляющий директор контент-провайдера i-Free Кирилл Петров. Жалоб стало намного меньше, подтверждает Хренов из «Мегафона».