Вектор


Вышли из берегов

Активная экспансия российских сотовых операторов на смежные рынки заставила чиновников призадуматься. Минкомсвязи рассматривает возможность регулирования их деятельности на рынке дальней связи, заявил вчера министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев (цитата по «Интерфаксу»): «Большую часть [этого] рынка в денежном выражении контролируют не операторы фиксированной связи. Все большая роль принадлежит компаниям сотовой связи». В 2009 г., по оценке iKS-Consulting, доля мобильных операторов в выручке от междугородных и международных звонков составляла 59%. Их трудно отнести к естественным монополиям, признал министр, такая ситуация возникла абсолютно рыночным путем, тем не менее она подталкивает к тому, чтобы регулировать их деятельность. Он напомнил о претензиях Федеральной антимонопольной службы к сотовым операторам в связи с дорогим зарубежным роумингом. Роуминг, возможно, не лучший пример, на этом сегменте рынка сотовые операторы доминируют по определению. А вот на традиционном рынке дальней связи действительно есть перекос. Операторы фиксированной связи обязаны предоставлять абоненту на выбор несколько сетей для звонка в другую страну или город (включая мобильные), у сотовых операторов такой обязанности нет.

Дошло до подержанных

Этой весной всплеск спроса на подержанные автомобили оказался слишком сильным, чтобы объяснить его только сезонным фактором. Среднее время экспозиции в марте – апреле сократилось по сравнению с зимними месяцами чуть ли не вдвое, до шести дней, а цены только за апрель подросли на 13–15%, утверждается в отчете оператора по подбору подержанных автомобилей «Подбор авто». (За I квартал рост цен к предыдущим трем месяцам составил 10–12%.) То, что ликвидные подержанные автомобили сейчас разлетаются как горячие пирожки, признают и крупные автоторговые компании, работающие на вторичном рынке. Сейчас в продаже задерживаются только самые неликвидные комплектации либо автомобили с недостатками, рассказал топ-менеджер крупной автодилерской компании. Такой интерес к секонд-хэнду вызван искусственным дефицитом новых машин в салонах официальных дилеров, считает гендиректор «Подбор авто» Михаил Зотов: покупатели, не желающие ждать машину по нескольку месяцев, предпочитают приобрести максимально свежий автомобиль на вторичном рынке. Действительно, в салонах крупнейших дилеров в самых автомобилизированных городах страны сейчас сложно найти в наличии автомобили наиболее ликвидных марок. Дилеры, не без потерь выкарабкавшиеся из кризиса, предпочитали не рисковать либо просто не располагали средствами для закупки большого склада автомобилей впрок, поэтому сейчас вынуждены записывать покупателей в очередь, объяснял «Ведомостям» президент ассоциации «Российские автодилеры» Дмитрий Гулин. И с сожалением смотреть, как часть самых нетерпеливых клиентов отправляется к серым дилерам либо к продавцам подержанных машин.