«Любовь и шпионаж» приподнесли ко дню рождения Долиной

Мюзикл «Любовь и шпионаж» написан Максимом Дунаевским специально к юбилею Ларисы Долиной. Но звучит как из киноэпохи мушкетеров и гардемаринов – вызывая тоску по тем временам, когда доступ самодеятельности на большую сцену был закрыт.

Париж, вышедшая в тираж кинодива, ее паж-слуга, оказывающийся мужем и графом по совместительству, слепой русский офицер – эта сладкая смесь не сделала популярной пьесу Елены Греминой «Глаза дня». Но она будто предназначена для мюзикла. История легендарной шпионки времен Первой мировой войны по имени Мата Хари, за которой охотились разведки всех воевавших держав, уже много лет не дает покоя композиторам, режиссерам, хореографам. Но эффектнее всего ее судьба смотрится в формате мюзикла – историки до сих пор не пришли к общему мнению об агентурных талантах этой международной авантюристки, но ее слава танцовщицы и актрисы бесспорна.

Тем не менее эта невероятная судьба в «Любви и шпионаже» вплетена в ковер еще более объемный и узорчатый, и нет смысла раскрывать интригу детектива до финала лихо закрученного действия. Режиссеру Егору Дружинину почти удалось не утратить динамизма в течение трех часов, создав эффектную начинку для музыки Максима Дунаевского. Тем более что работа композитора, курсирующего от французского шансона к русскому городскому романсу и обратно, содержит как минимум два номера с запоминающимися мелодиями.

Менее удачной вышла хореографическая часть спектакля – видимо, внимание Дружинина было поглощено режиссурой. Тем не менее его продукция относится к тем немногим в Москве, где танцовщики умеют профессионально танцевать, а поют певцы, не утратившие голос. Правда, Дмитрий Харатьян, которому достался буквально голливудский шанс предстать в облике взломщика, кинорежиссера, тяжелораненого русского и экс-английского офицера, оказался всего лишь гардемарином на пенсии – романс «Русская тоска» он исполняет с неутраченным мастерством и обаянием, а вот его изящный эксцентризм давно в прошлом.

Лариса Долина, в отличие от своего коллеги, демонстративно отказалась от роскошной тройной роли: она выступает в роли самой себя, роскошной дивы с роскошным голосом. Но именно он и творит чудеса, превращая это качественное, хотя и скучноватое зрелище в настоящее музыкальное событие. Она поет так, будто стоит не на сцене Театра Российской Армии – этом бесформенном аэродроме с приблизительной акустикой, а на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке. Стили, жанры и образы меняются не с костюмами, париками и именами героини, а с разнообразием номеров. И хотя для создателей мюзикла важно было сохранить детективную суть «Любви и шпионажа», подарок к юбилею оказался бенефисом Ларисы Долиной.