Вектор


Еще несколько лет назад «Ростехнологии» собирались создавать конкурента «Аэрофлоту» на базе шести перевозчиков, переданных государством. Но успехов в авиационном бизнесе корпорация не достигла, и уже в начале этого года Минтранс предложил отдать все авиакомпании «Аэрофлоту». «Ростехнологии» не сдавались: в обмен на бумаги шести перевозчиков (три из которых, в том числе крупнейший – ГТК «Россия», пока ФГУПы и формально находятся в госсобственности) корпорация хотела получить крупную долю в «Аэрофлоте». Но и это сорвалось: чиновники решили забрать у «Ростехнологий» активы и передать их «Аэрофлоту», увеличив таким образом госдолю в нем (сейчас 51%).

Между «отечественным» и «национальным»

Дискуссия о том, какое произведенное в России телекоммуникационное оборудование считать отечественным, получила развитие. Премьер Владимир Путин поручил Минпромторгу и Минэкономразвития разработать соответствующие параметры. Вообще-то такие предложения уже подготовлены Минкомсвязи. Оно предложило считать национальным оборудование, уровень локализации которого в первый год производства составляет не менее 30%, во второй – не менее 40%, а начиная с третьего года – 50% и более. Точные критерии Минкомсвязи предлагало устанавливать отдельно для каждого из проектов, одобренных президентской комиссией по модернизации. Но Путин дает Минкомсвязи только одно поручение – дополнить условия конкурсов на частоты 2,3–2,4 ГГц требованием, обязывающим победителя использовать радиоэлектронные средства отечественного производства. А при госзакупках поставщикам отечественного телекоммуникационного оборудования должны быть гарантированы преференции – они смогут выигрывать, даже запросив на 15% больше конкурентов. По сути, это распоряжение ближе к тому, что предлагало Минэкономразвития. Но не важно, кто из ведомств одержал победу; главное, чтобы приоритет «отечественного» не пошел в ущерб качеству оборудования, закупаемого операторами.

Депутат даст прикурить

Госдума зарегистрировала пакет законопроектов по борьбе с курением от депутата «Справедливой России» Антона Белякова. Его коллеги по Думе называют предложения слишком радикальными и непроходными, но прежде всего из-за репутации его автора – известного громкими инициативами, не воплощенными в жизнь. На этот раз он, в частности, предлагает запретить табачным компаниям указывать на пачках крепость сигарет, разделяя их на «крепкие» и «легкие». Кроме того, он предлагает ввести в действие такую норму технического регламента на табачную продукцию, чтобы надпись о вреде курения занимала 30–50% площади сигаретной пачки (сейчас федеральный закон об ограничении курения табака разрешает уделять предупреждению лишь 4% стороны пачки). Ну и наконец, депутат считает необходимым на порядок повысить акцизы на сигареты – до 50–55 руб. с пачки. Все изменения приведут российское антитабачное законодательство в соответствие с европейским, утверждает Беляков. Как показывает практика, этот депутат берется за самые актуальные темы и спустя время его идеи воплощаются. Его предложения по ограничению продажи алкоголя весной 2009 г. тоже называли неприемлемыми, но уже в конце 2009 г. их же успешно внесли единороссы. Так что табачной отрасли есть чего бояться.

Нашел способ

Корпорация, правда, не сдается: ее гендиректор Сергей Чемезов пару недель назад настаивал, что «Ростехнологии» все-таки станут акционером перевозчика в обмен на авиаактивы. Представители авиакомпании твердят обратное: «Аэрофлот» планирует провести обмен с Росимуществом, которому «Ростехнологии» вернут переданные ранее шесть авиакомпаний, заявил вчера заместитель гендиректора «Аэрофлота» Шамиль Курмашов.

Спор, кто получит бумаги главного перевозчика страны в обмен на активы, может затянуться надолго. Но «Аэрофлот», похоже, придумал, как спокойно вкладывать деньги в новые компании. Их оценка для обмена будет делаться «на сейчас» – чтобы «Аэрофлоту» не пришлось переплачивать за авиаактивы, которые он развивает с момента получения в управление, сказал Курмашов.