Слишком поздно

Федеральная таможенная служба (ФТС) хочет помочь авиакомпаниям быстрее модернизировать парк самолетов и предлагает предоставить им отсрочки по уплате НДС при импорте техники. Для авиакомпаний льгота не принципиальна, им нужно обнуление пошлин

Льгота по НДС позволит сэкономить при ввозе 10 подержанных лайнеров около 5 млн руб. в месяц, рассчитала гендиректор SkyExpess Марина Букалова. «Это капля в море», льгота даст лишь небольшое временное послабление, передала она через пресс-службу. Представители «Аэрофлота» и «Трансаэро» от комментариев отказались.

Проект постановления правительства об отсрочке или рассрочке при импорте самолетов ФТС опубликовала вчера на своем сайте. Авиаперевозки – капиталоемкая отрасль и зависит от кредитных ресурсов, доступ к которым в кризис усложнился, объясняется необходимость льготы в пояснительной записке, это мешает авиакомпаниям обновлять парк авиалайнеров.

Проект вводит налоговые преференции при импорте почти всех гражданских судов, говорит Елена Сахнова из «ВТБ капитала», в том числе для среднемагистральных лайнеров вместимостью от 50 до 300 человек, которыми пользуются отечественные авиакомпании.

Сейчас большинство авиакомпаний предпочитают импортировать самолеты в рамках режима временного ввоза, отмечает Сахнова. Это позволяет им уплачивать пошлину и НДС в течение трех лет – по 3% ежемесячно, а не платить 100% сразу, объясняет Галина Баландина из «Пепеляев групп». Если льгота по НДС будет одобрена, то период отсрочки станет регулироваться национальным законодательством, т. е. не превысит полгода, отмечает она. Прописать аналогичные льготы для пошлины в правительственном постановлении нельзя, с 1 июля это будет регулироваться законодательством Таможенного союза, добавляет она.

Минтранс поддерживает инициативу и предлагает вовсе отменить или сократить НДС при импорте самолетов, аналоги которых не производятся в России, говорит представитель ведомства. В Минфине и Минэкономразвития от комментариев отказались.

Чиновники не впервые собираются помочь авиакомпаниям, отмечает Сахнова: в марте обещали обнулить до 2015 г. ввозные пошлины на гражданские самолеты, однако окончательное решение комиссии Таможенного союза принять не удалось. Обнуление пошлин стимулировало бы компании обновлять парк, уверена Сахнова: «Такого эффекта рассрочка по НДС не даст, но и это хоть какая-то помощь». Авиакомпании просили правительство об этой отсрочке в начале кризиса, когда кредиты были дорогие, знает Баландина, сейчас эта мера выглядит запоздалой.