Вектор


Бывшие акционеры ЮКОСа одержали очередную победу над «Роснефтью»: в пятницу Верховный суд Нидерландов в Гааге отказался рассматривать апелляцию госкомпании, пытавшейся оспорить выплату $400 млн в пользу Yukos Capital. Заплатить эти деньги «Роснефть» в апреле 2009 г. обязал апелляционный суд Амстердама, но компания продолжила тяжбу. У «Роснефти» не было оснований для подачи апелляции, цитирует Reuters представителя суда в Гааге.

ФАС разберется

ФАС собирается выяснить, не заключали ли Сулейман Керимов, Александр Несис и Филарет Гальчев, которые недавно купили 53,2% акций «Уралкалия», соглашение о консолидированном управлении этим пакетом, сообщил руководитель службы Игорь Артемьев. Ведь никто из них не обращался в антимонопольное ведомство за санкцией на сделку. Формально это и не нужно. Ведь Керимов, Несис и Гальчев купили соответственно 25, 13,2 и 15% акций «Уралкалия». Для каждой из этих сделок по отдельности одобрения ФАС не требуется. Другой вопрос, если покупатели заключили акционерное соглашение. Тогда эта сделка должна была проходить через ФАС.

Впрочем, достоверно убедиться в наличии такого документа (если он существует, конечно) чиновникам будет очень сложно. Достаточно вспомнить продажу тем же Керимовым доли в «Полиметалле» Несису, Александру Мамуту и чешскому фонду PPF. Они приобрели 24, 19 и 25% акций компании соответственно. Та сделка тоже прошла мимо ФАС. Еще один плюс от таких сделок – нет необходимости выставлять оферту миноритариям. Так произошло в случае с «Полиметаллом», так случилось и с «Уралкалием».

Придется продавать

МТС назвала условия объединения с подконтрольным ей оператором фиксированной связи «Комстар-ОТС». Часть его акций она готова выкупить по оферте, а часть – обменять на свои (см. стр. 12). Право выбора между акциями МТС и деньгами будет у всех миноритариев «Комстара», кроме тех владельцев глобальных депозитарных расписок (GDR) на его акции, которым запрещено вкладываться в российские бумаги. Такими правилами руководствуются, в частности, некоторые пенсионные фонды. У МТС тоже есть листинг на зарубежной бирже – Нью-Йоркской: там торгуется 46,7% ее уставного капитала в виде американских депозитарных расписок (ADR). Но поменять GDR «Комстара» на эти бумаги нельзя – это усложнит структуру сделки, объясняет близкий к МТС источник. Так что, если правила запрещают держателю GDR «Комстара» поменять эти бумаги на российские акции МТС, у него остаются два варианта, оба денежные: либо воспользоваться объявленной МТС офертой и продать расписки, либо обменять их на сумму, за которую специально нанятый брокер продаст на рынке соответствующее количество акций МТС. Первый вариант вроде бы неплох: цена оферты на 13,1% выше средневзвешенной рыночной; но есть серьезный минус – МТС выкупит не все, что ей предложат, а максимум 9% «Комстара». Минус второго варианта – непредсказуемость рыночной цены и то, что из вырученной от продажи суммы придется вычесть еще налоги и комиссию брокера. Это не очень похоже на «лучшую мировую практику», на которую так любит ссылаться МТС. Но и риск невелик. На собрании акционеров «Комстара» голос этих фондов вряд ли будет услышан.

Подарок Ходорковскому

Теперь «Роснефть» будет вынуждена заплатить, радуются в Yukos Capital. «Компании больше некуда идти, это была их последняя возможность», – заявила «Ведомостям» представитель Yukos Capital Клэр Дэвидсон. «Роснефть» не признает поражения. Ее представитель утверждает, что никаких сообщений о решении верховного суда юристы компании не получили, поэтому готовиться к выплатам рано.

Спор касался займов, которые Yukos Capital в 2004 г. выдала «Юганскнефтегазу». Потом контроль над компанией получила «Роснефть», которая, по мнению Yukos Capital, и должна была вернуть долг с процентами – 12,9 млрд руб. Спор длился почти пять лет, но закончился в знаковый день – накануне дня рождения основного совладельца ЮКОСа, ныне осужденного Михаила Ходорковского.

Ставки не виноваты

Банкиры напрасно жалуются на процентные ставки, считает первый зампредседателя ЦБ Алексей Улюкаев. «Снижение процентных ставок ЦБ вызывает сокращение маржи, повышение процентных ставок тоже вызывает сокращение маржи» – такова, по его словам, логика банкиров (цитаты по Reuters). Вот и президент Сбербанка Герман Греф назвал недавно ставки заниженными и не соответствующими рискам. «Маржа очень приличная и у Сбербанка, и у ВТБ, и у других нормально работающих банков. Если они будут аккуратны в своих действиях, ничего плохого не произойдет», – возражает Улюкаев.

ЦБ не намерен совершать резких движений. Ставки могут остаться неизменными еще несколько месяцев, предупредил Улюкаев. Впрочем, оставил он и интригу, призвав банкиров «внимательно смотреть за регулятором, за тем, что он говорит и делает, пытаться заранее скорректировать свою политику». Причем на опыт зарубежных коллег полагаться не стоит: «У нас нет обязательств двигаться синхронно с ЕЦБ, мы будем смотреть на нашу макроэкономику, инфляцию и делать свои выводы».