Директор последней мили

В «Транстелеком» пришел новый гендиректор – Артем Кудрявцев. Выбор специалиста по рознице продиктован сменой стратегии. В ближайшее время реформа «Связьинвеста» грозит лишить «Транстелеком» до половины «оптового» бизнеса – пропуска магистрального трафика, а в розничном бизнесе – услугах интернет-доступа – она на порядок отстает от конкурентов
В «Транстелеком» пришел новый гендиректор, который займется развитием розничного бизнеса/ М. Стулов

Опрошенные «Ведомостями» телекоммуникационные менеджеры и чиновники согласны с тем, что назначение Кудрявцева объясняется его опытом ведения розничного бизнеса. В 2004 г. в качестве финдиректора «Система масс-медиа» Кудрявцев курировал сделку по приобретению второго по величине на тот момент в России оператора кабельного телевидения «Объединенные кабельные сети» (сейчас – «Комстар-регионы»). В 2005 г. Кудрявцев участвовал в подготовке запуска в Москве IPTV под брендом «Стрим-ТВ», в 2005–2007 гг. курировал консолидацию и развитие операторов кабельного ТВ и ШПД «Системы» в регионах. В 2008–2009 гг. он возглавлял оператора мобильного ТВ «Цифровое телерадиовещание» (этот проект был свернут АФК «Система»), с октября 2009 г. по июнь 2010 г. был первым заместителем гендиректора РТРС.

«Транстелеком»

оператор фиксированной связи. акционер – ОАО «РЖД» (100%). финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 24,7 млрд руб., прибыль – 1 млрд руб.

Кудрявцев сообщил «Ведомостям», что приступит к исполнению обязанностей гендиректора «Транстелекома» (ТТК) 16 августа. Кудрявцев – профессионал, который обладает опытом работы в проектах, связанных с предоставлением услуг массового спроса, прокомментировал назначение Кудрявцева его предшественник, а теперь председатель совета директоров ТТК Сергей Липатов. Липатов перестал быть директором ТТК с 1 июля. Он объяснял это тем, что хотел бы «заняться собственным стратегическим развитием».

Кудрявцев говорит, что в новой должности его приоритетом станет экспансия ТТК на розничном рынке широкополосного доступа (ШПД), причем в сжатые сроки.

Такую цель ТТК поставила перед собой еще в 2007 г., программа компании предполагала, что за четыре года ТТК доведет долю на рынке ШПД до 12%, инвестировав $1,5 млрд. Но кризис внес коррективы: в 2008–2010 гг. в развитие розничного ШПД ТТК вложила всего 4 млрд руб., рассказывал «Ведомостям» Липатов. Сейчас компания, по собственным оценкам, обслуживает около 200 000 интернет-абонентов. Для сравнения: только в 2009 г. «Вымпелком» прибавил более 300 000 абонентов фиксированного ШПД (сейчас их у него 1,17 млн), «Комстар» – 368 000 абонентов (1,29 млн).

На горизонте еще одна проблема. После реформы российской связи, которая сейчас происходит, межрегиональные компании «Связьинвеста» будут больше использовать сети «Ростелекома». «Для нас закроется 50% внутрироссийского рынка транзита трафика», – объяснял «Ведомостям» Липатов. В 2009 г. выручка ТТК от этой услуги составила 7 млрд руб. В такой ситуации розничная стратегия развития становится для ТТК неизбежной. Липатов надеется, что к 2015 г. ТТК будет обслуживать около 2,5 млн интернет-абонентов в 176 городах России.

Получить комментарии акционера ТТК – РЖД – вчера не удалось.

«Вымпелком» оценивает планы ТТК как чересчур амбициозные. На таком динамичном рынке, как ШПД, стартап раскрутить непросто, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Оператору, выходящему на рынок ШПД, придется столкнуться с серьезной конкуренцией, тем более что на этом рынке активно развиваются интегрированные компании – например, МТС и «Комстар-ОТС», которые готовы предложить абонентам и мобильный, и фиксированный доступы, согласна с ней представитель «Комстар-ОТС» Екатерина Невская.