Частная угроза

Перспектива приватизации радует не все госкомпании. В «Росагролизинге» и вовсе пришли к выводу, что частный капитал помешает модернизировать село

Минфин и Минэкономразвития уже согласовали перечень из 11 госкомпаний, пакеты которых будут предложены инвесторам: «Роснефть», «Русгидро», Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, «Совкомфлот», «Транснефть», ФСК, Объединенная зерновая компания (ОЗК), «Росспиртпром» и «Росагролизинг». Но список еще может измениться – окончательно он будет утвержден в ноябре. Менялся он и на прошлой неделе – РЖД и АИЖК были заменены на ОЗК и «Росспиртпром». Продавать долю в АИЖК не нужно, так как это институт развития, а приватизацию РЖД стоит отложить до проведения реформы монополии, объяснял директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров.

На прошлой неделе правительство одобрило основные показатели бюджета на ближайшую трехлетку. По расчетам Минфина, в 2011–2013 гг. казна должна получить от продажи госимущества 883,5 млрд руб.

Не готовы к сокращению госдоли и в некоторых других компаниях. Продажа акций «Роснефти» целесообразна только после реформирования налогообложения нефтегазовой отрасли, говорил вице-президент компании Питер О’Браен. А в полностью государственном «Росагролизинге» уверены, что частный капитал (продажа 49%) вообще помешает его работе. Компания создавалась ради господдержки агропромышленного комплекса, в том числе на льготных условиях, говорится в ответе «Росагролизинга» на запрос «Ведомостей», частные акционеры будут заинтересованы в максимизации прибыли, а государство – в снижении расходов сельхозпроизводителей. Представители Минфина, Минэкономразвития и первого вице-премьера Виктора Зубкова от комментариев отказались.

«Росагролизинг» такой же институт развития, как АИЖК, замечает Леонид Богданов из аналитического центра при правительстве. Нужно определиться с главной целью приватизации – наполнение бюджета или реформы, считает он. Любой институт развития решает важные задачи, говорит гендиректор АИЖК Александр Семеняка, логичнее приватизировать не сам институт, а бизнес, который он создает. Например, АИЖК создает дочернюю компанию по выкупу закладных и выпуску ипотечных облигаций, которую можно приватизировать на 49%, рассуждает он: «Исходя из этой логики, планируем продавать и дочернюю компанию, которая занимается развитием ипотечного страхования».

Частный капитал не помешает госполитике, не согласен Денис Спирин из Prosperity Capital: его присутствие повышает прозрачность бизнеса, качество управления и инвестиционную привлекательность.