Олег Дерипаска хочет вернуть себе долю в Strabag

Олег Дерипаска не хочет отказываться от своей доли в строительном концерне Strabag. Ради 25% его акций бизнесмен может поделиться своими российскими активами, среди которых «Трансстрой» и структуры «Главмосстроя»
Австрийская компания может существенно увеличить свои активы в России/ Reuters

Strabag

Строительный холдинг. акционеры : Raiffeisen/UNIQA Group (43,3%), Haselsteiner Group (33,7%), в свободном обращении – 23%, 1 акция у Олега Дерипаски. капитализация – 2 млрд евро. финансовые показатели (I квартал 2010 г, МФСО) : выручка – 1,8 млрд евро, Чистый убыток – 128,7 млн евро.

Принадлежащая Олегу Дерипаске Rasperia Trading стала акционером Strabag в 2007 г., купив за 1,2 млрд евро около 30% компании, которые в результате IPO превратились в 25% минус 1 акция. В то время Дерипаска активно занялся инфраструктурным строительством, в котором традиционно сильна австрийская компания, пополнив свою копилку активов крупным российским подрядчиком – ОАО «Трансстрой».

Но кризис разрушил эти планы: большинство активов, включая и акции Strabag, оказались заложены под кредиты, по которым наступил margin call. Выручили Дерипаску другие акционеры Strabag – Reiffeisen/Uniqa Group и семья главы холдинга Ханса-Петера Хазельштайнера, – предоставив ему кредит на 500 млн евро, поскольку хотели сохранить партнерство и не потерять перспективный российский рынок. И хотя они четырежды сдвигали срок погашения кредита, Rasperia Trading так и не смогла расплатиться и в конце апреля прошлого года ее пакет акций перешел в собственность акционеров Strabag. Дерипаска сохранил одну именную акцию, два места в наблюдательном совете и опцион на выкуп утраченной доли. «Мы намерены реализовать опцион в соответствии с договоренностями с нашими партнерами», – заявил вчера представитель «Базэла».

Как следует из отчетности Strabag, цена опциона установлена в 19,25 евро за акцию, или 548,6 млн евро за весь пакет. По вчерашним котировкам на Венской бирже тот же пакет Strabag стоил 511 млн евро. Срок опциона истекает 15 октября, и, как стало известно «Ведомостям», Rasperia Trading уже ведет переговоры об обмене 25% минус 1 акция Strabag на российские активы Дерипаски. Об этом рассказал источник, близкий к руководству строительной компании «Главстрой», также входящей в империю Дерипаски. Информацию подтвердил и источник, близкий к руководству Strabag. По словам обоих собеседников «Ведомостей», среди предложенных акционерам Strabag активов могут оказаться компания «Трансстрой», а также генподрядные организации «Главмосстроя». Переговоры еще не завершены и к конкретному результату стороны пока не пришли, уточняют оба источника «Ведомостей». Получить комментарии акционеров Strabag вчера не удалось. Представитель «Главстроя» Виталий Королев от комментариев отказался. Топ-менеджер «Трансстроя» говорит, что ему о переговорах ничего не известно.

Структурам Дерипаски принадлежит по 100% акций «Трансстроя» и «Главстроя» (материнская компания «Главмосстроя»). Среди крупнейших проектов «Трансстроя» – футбольный стадион «Зенит», реконструкция международного аэропорта «Шереметьево», грузовой порт с береговой инфраструктурой в Имеретинской долине в Сочи.

Strabag – одна из немногих иностранных компаний, которая уже долгое время работает в России. Хотя одним из основных направлений ее деятельности является дорожное строительство, здесь она больше известна успешными проектами в сфере коммерческой недвижимости и дорогого жилья. А качество строительства Strabag намного выше, чем у многих российских компаний, отмечает заместитель гендиректора компании «Трест 1991» Татьяна Пальчикова.

Тем не менее Strabag нуждается в укреплении своих позиций в России. За время кризиса объем заказов компании упал на 25% – с 1,4 млрд евро до 1 млрд евро, а общий объем производства сократился более чем на 40% – с 476 млн евро в 2008 г. до 282 млн евро в прошлом году. «Теоретически, если Strabag станет акционером российских компаний, он сможет влиять на принятие решений и привлекать свои собственные мощности в развитие проектов «Трансстроя» и «Главмосстроя», – говорит управляющий партнер Московской центральной биржи недвижимости Артем Цогоев. Управляющий директор компании «Алур» Михаил Уринсон неоднозначно оценивает возможную сделку: это обмен реальных активов на неконтролирующую долю в компании и в этом больше должен быть заинтересован Strabag, им в России нужен такой лоббист, как Дерипаска. Прошлый год был неудачным для компании: «Ренова-стройгруп» лишила Strabag генподряда по проекту «Академический», обвалилась многоярусная парковка на Кожевнической улице – генподрядчиком была Strabag.