Субсидии тают


«Российские железные дороги»

железнодорожная монополия. Акционеры – Росимущество (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 1 трлн руб., чистая прибыль – 14,4 млрд руб.

Правительство и РЖД согласовали объем компенсаций, которые монополия получит из бюджета в 2011 г., заявил замминистра экономического развития Андрей Клепач. Бюджет выделит РЖД 75 млрд руб., из которых 20 млрд руб. – компенсации за недостаточное повышение тарифов, 30 млрд руб. – покрытие убытков Федеральной пассажирской компании и еще 25 млрд руб. – в виде бюджетных трансфертов регионам, которые будут компенсировать убытки пригородным перевозочным компаниям, сказал чиновник (его слова передал «Интерфакс»).

С 2009 г. государство занижает рост тарифов и компенсирует РЖД выпадающие доходы. В 2009 г. бюджет выделил на это 50 млрд руб. (затем сумма сократилась до 41,7 млрд руб.), тарифы были повышены на 8% вместо затребованных РЖД 14%. В 2010 г. на компенсацию было выделено 24 млрд руб. (компания хотела получить 55 млрд руб.), тарифы повысились на 9,4% вместо запрошенных 11,4%. На 2011 г. РЖД просила прибавить 17,8%, но правительство согласилось на 8%. Из-за этого монополия недосчитается 40 млрд руб., уверял в мае президент РЖД Владимир Якунин. Источник, близкий к РЖД, говорит, что запрошенная у правительства сумма была выше 20 млрд руб., но насколько – не раскрывает. Сумма компенсаций еще будет уточняться, надеется представитель монополии. Представители Федеральной службы по тарифам и Минфина от комментариев отказались.

До 2015 г. РЖД надеется получить из бюджета 400 млрд руб. – таков дефицит инвестпрограммы компании, говорил Якунин в феврале. Для сравнения: вся программа на 2010 г. составляет 270,5 млрд руб., но РЖД решила ее увеличить на 5 млрд руб. (из собственных средств). В 2011 г. РЖД хотела увеличить инвестпрограмму до 305–315 млрд руб., говорил в начале июня первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. Но с утвержденными повышением тарифа и объемом компенсаций это вряд ли удастся, считает директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Причем монополия будет ограничена в использовании этих денег. Потратить 20 млрд руб. РЖД может только на ремонт путей, объяснил «Ведомостям» Клепач.